Иногда бывает так, что ребенок настолько увлекся привлечением к себе внимания, что уже не может остановиться. В этом случае можно перевести ребенка из одного места в другое для того чтобы помочь ему успокоиться. При этом необходимо убедиться в собственном настрое помогать ребенку, а не наказывать. Еще один важный момент заключается в том, что место, в которое вы ведете ребенка, не ассоциируется ни у вас, ни у него с классическим углом — местом наказания. Пусть это место будет приятным и комфортным для ребенка, ведь функция этого места — помочь ребенку успокоиться, взять себя в руки. Это некоторый аналог комнаты релаксации на предприятиях.
Если в голосе взрослого звучит раздражение или злость, то прием не будет эффективным. Ребенок должен чувствовать в голосе взрослого поддержку и понимание своего состояния. Прием может не подействовать с первого раза. Это совершенно нормально: ребенок не может научиться управлять своим состоянием мгновенно, как по мановению волшебной палочки. Также здесь очень важно то, как сформулирован текст, обращенный к ребенку.
Например, если фраза звучит: «Иди, успокойся, через пять минут вернешься», то скорее она не будет иметь успеха. Такое построение фразы предполагает, что ребенку для обретения равновесия необходимо ровно пять минут. В то время как ребенок может успокоиться как значительно быстрее, так и дольше. Следовательно, ответственность за детское спокойствие лежит не на самом ребенке, а на минутной стрелке, отмеряющей обязательные пять минут.
Фраза может быть сформулирована иначе: «Иди, когда успокоишься, я тебя позову». Подводные камни такой инструкции в том, что взрослый не доверяет ребенку и демонстрирует это: «Ты не в состоянии определить: спокоен ты или нет, это могу знать только я, взрослый». Ребенок почувствует это и не будет сотрудничать при таком непартнерском отношении взрослого.
Наиболее адекватной формулировкой инструкции в данном контексте может стать следующая: «Когда успокоишься, можешь вернуться». Эта фраза, сказанная спокойным, без осуждения голосом, позволит ребенку задуматься над своим поведением и впредь лучше себя контролировать.
Надо отметить, что подобная ситуация, как правило, становится серьезным тренингом не только для ребенка, но и для родителя. Нам, родителям часто сложно бывает представить, что ребенок и в самом деле не может остановиться, что его цель — не довести нас до белого каления, а всего лишь получить небольшую порцию внимания.
Занятый своими делами родитель все-таки может выкроить время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок имеет возможность получить от него свою долю внимания. Когда дети получают желаемое внимание по-хорошему, то у них нет необходимости добиваться его негативными способами.
Возможно, эти меры влияния на детское поведения окажутся неподходящими для какого-то конкретно взятого ребенка, такое вполне может быть, как может быть и то, что ребенок преследует другую, отличную от привлечения внимания цель.