Но основная масса начинающих детсадовцев заболевает сразу, «адаптационный» период для организма у каждого индивидуален, в среднем, в ближайшие несколько месяцев ребенок может «привыкнуть» к саду.
Вирусов и микроорганизмов, вызывающих инфекции дыхательных путей, существует великое множество, переболеть всеми нереально в течение всей жизни. Организм «запоминает» перенесенное заболевание на несколько лет, иногда на всю жизнь. У ребенка иммунная система созревает к 5-ти годам, и где-то в этом возрасте он становится менее восприимчивым к инфекциям, поэтому имеем в виду, что контакт с микробами необходим для укрепления иммунитета. Отсюда делаем вывод: а) помогаем организму малыша, то есть закаляемся (гуляем, купаемся, обливаемся холодной водой — на усмотрение родителей); б) общаемся (ни в коем случае не изолируем ребенка от себе подобных!); в) бережем ребенка, но в меру (часто болеть тоже плохо); и г) терпим.
2. Психологические причины. В ясли, в основном, идут дети, родителям которых выбирать не приходится: необходимо выходить на работу.
Ребенок до 3-х лет привязан к матери, отрыв от всего привычного вызывает у малыша разные негативные реакции: от эмоциональных, поведенческих, до физических, даже могут исчезнуть приобретенные навыки. Стресс истощает защитные силы организма. Здесь много тонкостей, все зависит от обстановки в группе, от квалифицированности педагога, от «готовности» самого ребенка, от состояния мамы.
Про это много пишут, останавливаться подробно не будем, а перейдем к причинам, не относящимся к адаптационному периоду.
3. «Недетские» причины. Когда мы впервые попали в ясельную группу, удивил один факт: половина детей «ухала», причем часто кашель был запущенным, треть малышей была с насморком.
Так как мы с детьми вместе «работали» в детском саду, то приходилось наблюдать некоторые подробности в роли воспитателя. Педагог, принимая утром детей, получает от родителей бутылочки с сиропами, каплями, пакетики с порошками и с инструкциями, когда и что давать. Количество лекарств зависит от эпидемиологической ситуации. Рассказывали, что иногда стол во всю длину заставлен скляночками. Так зачем же мамам и папам необходимо вести по холоду ранним утром (некоторые приходят в сад в 6 ч. 45 мин.) свое любимое, недолеченное единственное дитя? Вот тут-то и открывается первоначальная причина всех этих бед: «работодательная». Известно, что с детьми до трех лет на работу не всегда возьмут, а уж если удалось устроиться, — не упусти места. С частыми больничными долго не продержат. Поэтому по-настоящему больным теперь ребенок считается только при высокой температуре, с ней в сад не возьмут, и, в конце концов, это опасно.
Прибавить к этим удручающим обстоятельствам любовь кочегарок к ясельным группам, в которых температура воздуха часто около 26−29 º С. Инфекция в таких условиях цветет: для нее созданы все благоприятные условия. Дети в яслях зимой не гуляют, потому что основная масса «выздоравливает», и потому что в ясельных группах, по крайней мере в нашем саду, не было нянечек и даже смен педагогов. А прогулка для укрепления организма ребенка — самое важное дело!
Из-за отсутствия смен вытекает еще одна проблема: «воспитательная». Какой бы ни был воспитатель замечательный, но при такой нагрузке — 12 часов в сутки 5 дней в неделю, усталость может перейти в равнодушие и в отрицание причин своей усталости. Поэтому в саду редко, но наблюдается чрезмерная строгость и повышение тонов. Это тоже может стать причиной стресса для ребенка. Здесь закономерность одна: низкие зарплаты ведут к увеличению нагрузки педагогов. Также набирают не всегда квалифицированных работников: в основном, это мамы, у детей которых очередь до сада не дошла, а работать надо. Мамы, как известно, тоже устают…
Получается, что частая заболеваемость малышей — это проблема не детей и медиков, а общества и государства. Родители в этом случае только решают, рисковать или нет. Но зачастую, выбирать не приходится…