Да так, как и большинство из нас отнеслась бы! «Ну, сильный шаг… Это надо решиться… Да, героем надо быть…» Давайте постараемся задуматься над причинами нашего отношения к людям, усыновившим детей. Чужих детей, которых родили не они, которых не они выносили. Почему в нашем обществе усыновление является шагом не то что неординарным, а попросту героическим? Почему понятие «тайна усыновления» является столь востребованным в национальном усыновлении? Причины, заставляющие шептаться по углам о том, о чем можно было бы, кажется, говорить в голос? Вполне уверенно и спокойно…
Небольшой соцопрос.
Мне не потребовалось приставать к прохожим, боящимся всех и вся и шарахающихся от любого, кто пытается что-либо спросить на улице.
Скоро в Киеве трудно будет узнать, как пройти на ту или иную улицу. Боязливый народ пошел… В общем, не стал я приставать к прохожим на улице. Расспросил соседей по даче. Итак, первый вопрос звучал следующим образом — какое отношение вызывают у вас люди, усыновившие ребенка? Ответы:
— Героические люди…
— Отчаянные…
— Жалко их…
— Ох, на такое решиться…
С разными вариациями, все респонденты сошлись в одном — усыновление — шаг неординарный. Достойный медали, ордена или, на худой конец, почетной грамоты.
Следующий мой вопрос касался тайны усыновления.
Ответ был — надо! Это «тайна тайн», это «очень правильно», это попросту «необходимо». Давайте разбираться, почему мои соседи по даче, люди, к слову, не отличающиеся сходством взглядов, когда речь идет о политике, экономике и культуре, были единодушны в ответах на мои вопросы. Почему усыновитель у нас — герой? Потому что…
Надо решиться на такое, зная, какие пересуды родит ваш поступок.
Подобное отношение к проблеме имеет распространенное хождение в сельской местности. Но так как жители сел с утроенной активностью в последние годы (отмена прописки!) штурмуют мегаполисы, разумно будет предположить, что они привозят сюда не только привычку орать (петь) под моими окнами по ночам народные песни. Они везут сюда определенные традиции. И традиции эти приживаются, пускают корни. Знаете, как называется сын, растущий без отца?
Байстрюк. Слышали когда-нибудь свистящий шепот в спину «матери-одиночке»? Как вам само определение — «мать-одиночка»? На ярлык похоже, правда? На плевок в душу, на клеймо. А раз муж есть, но детей нет, значит — «нагулялась, и по женской проблемы».
А если муж второй по счету, и от него детей нет, а с первым были дети, значит, муж «инвалид». А лучше — «калека». А раз усыновила, то, выходит, «дело совсем плохо». Но хуже всего, когда под пресс не очень умных людей и их отпрысков, впитывающих губкой и перенимающих не только умение петь по ночам народные песни (воспитывает-то кто?), но и многие взгляды на жизнь, попадает ребенок, усыновленный женщиной, имеющей «счастье» жить в окружении таких соседей.
И жестоки дети бывают, да и сплетничают не меньше старушек на лавочках. Будь моя воля, я издал бы указ, по которому сплетницам, сплетникам и просто любителям почесать языки, обмусоливая подробности личной жизни соседей, языки эти следовало бы укорачивать. Дабы отбивать желание копаться в чужом белье и пробуждать рвение тщательнее следить за своим исподним…
Вот одна из серьезных причин, заставляющих женщин отказываться от радости материнства и воспитания маленького человечка. Общественное мнение. Шепот в спину. Взгляды… Слухи… Обидные слова, сказанные одноклассниками ребенку…
«Да там один генетический мусор!»
Эти слова произнесла женщина, сидящая в высоком кабинете некого министерства, основной целью которого номинально является забота о детях. Произнесла, брезгливо поморщившись:
— Да там же они все больные… Генетический мусор!
Вот вторая мощнейшая причина, останавливающая людей, желающих подарить ребенку семью. Укоренившееся в сознании мнение о том, что в детских домах находятся какие-то «странные дети». Логика, казалось бы, налицо. В основной своей массе, ребятишки-потенциальные кандидаты на усыновление имели несчастье родиться в неблагополучных семьях.
Есть некоторые исключения (одна «мать» объяснила то, что сдала ребенка в детдом, …написанием кандидатской диссертации! Мол, ребенок мешать будет. Но, как напишу — обратно заберу), однако они довольно немногочисленны. Многих новорожденных сдают (слово-то какое, как будто речь о стеклотаре идет) молодые девчонки, забывающие в порыве первой страсти и «испепеленные всепоглощающим огнем любви» о таких «глупостях», как контрацепция.
Огонь мгновенно затухает, стоит лишь выплеснуть на него ушат ледяной воды в виде «неожиданной» беременности. Бегут девчонки к врачам, желая с юных лет взять на душу тяжкий грех, да врачи разводят руками — поздно, мол.
И рожают вчерашние школьницы, и отказываются от своей плоти и крови. Но в основной массе, все же, дети в казенных спецучреждениях — от неблагополучных родителей. И они, рассуждая в ключе очевидности генетической преемственности, должны когда-нибудь сделаться стопроцентно похожими на своих генетических родителей.
Верно? Разумно?..
Бред! Это — бред. Это — неправда. Одно дело, когда речь идет о малышах, родившихся со страшным диагнозом наркозависимости (хотя и здесь все далеко не так безнадежно!), другое — когда у алкоголиков или тех же наркоманов (несмотря на социальную рекламу, ставшую объектом горячих обсуждений около полугода назад, и абсолютно правильную, на мой взгляд, у наркоманов иногда бывают здоровые дети) рождается здоровый ребенок, от которого они избавляются путем сдачи его в детдом.
Давайте еще задумаемся над тем, что вкладывается в понятие «здоровый ребенок»? Какими были здоровые дети в 60-е годы прошлого столетия, и какие дети считаются «здоровыми» сегодня? Я изучал статистику. По ней «здоровых детей» на Украине уже давно нет. Не рождаются они на нашей земле. У нас ведь и радиацию не отменяли, и окружающая среда излишне враждебно относится к измучившему ее человеку. В общем, дети, живущие в детдомах, имеют такие же показатели по здоровью, как и дети, живущие в родных семьях.
Насчет генов… Вы досконально знаете свою родословную?
А вам известно, что в вашей семье кто-то когда-то мог с очень большой долей вероятности быть преступником? Кровавым убийцей. Монстром, терзавшим своих жертв в темных застенках средневековья.
Кем стали потомки знаменитых убийц? Морган, ужасный пират, подарил Америке банкиров и политиков. Внуки известных мафиози занимаются живописью, становятся архитекторами и поэтами. А сколько будущих наркоманов рождается во вполне благополучных семьях? «Яблоко от яблони» в этом случае — миф.
Миф прижившийся и абсолютно необоснованный…