Не сразу, а если что-то выходит из строя. Наверное, самая частая и обычная ситуация — когда владельцы квартир в многоквартирном доме перекрывают доступ к сантехническим стоякам. Попросту довольно большая дверца в санузле смотрится некрасиво. И во время ремонта её нередко закрывают наглухо. Например, отделывают санузел плиткой и заодно ей же заделывают и сантехнический шкаф.
Но не совсем — оставляют небольшое оконце для доступа к приборам учёта, позволяющее снять показания и перекрыть воду в квартире. А вот произвести какой-то ремонт — уже нет.
Причем если проблема возникла после счётчиков — это как бы дело жильцов. В таком случае перекрывается вода и… И все. Работы после запорной арматуры все равно чаще всего выполняются за плату. Но в таких случаях бывает ограничен и доступ к стояку: и к водопроводным трубам, и к канализационным. Причем бывает, что в самой квартире, где появилась течь, об этом и не подозревают. Течет-то вода вниз… Тут страдают уже и соседи, нередко во всем подъезде.
Что остаётся? Обеспечивать доступ к стояку — своими силами или за счёт владельцев квартиры.
Бывает (правда, нечасто), что владельцы квартир переносят санузел в другое место. Ну, а что такого? Дом обычный муниципальный, со стандартными квартирами. Трос у дежурного сантехника рассчитан на стандартные ситуации, вовсе не предусматривающие наличия дополнительного лежака в квартире. Наверное, при желании у дежурного слесаря и нужный трос найдется. Да и на участке обычно есть бригада сантехников, а у них все необходимое имеется точно, они ведь обслуживают и стояки, и подвалы.
Правда, все это обычно обходится существенно дороже. Так же, как дороже обойдётся любой ремонт того, что вы или нанятые вами работники переделывали, меняя стандартную схему. Или то, что уже ремонтировали мастера «со стороны». Тут основной аргумент: здесь же переделано, нестандартно, теперь нужно разбираться…
И часто действительно приходится повозиться, чтобы разобраться и/или отремонтировать после чьей-то работы. Зачастую, не обязательно. Но повод-то запросить бОльшую плату есть! Тем более, если вы сами не можете ни сделать, ни разобраться в том, что делает специалист.
Довольно регулярной в последнее время стала проблема, связанная с неплательщиками за коммунальные услуги
. Почему в последнее время? Потому что «техника дошла» до возможности, как это называется, «ограничить водоотведение».В стояк системы канализации при помощи специального приспособления опускают заглушку, оставляющую свободным сам стояк, но закрывающую отток воды из определенной квартиры.
Ну, так должно быть… На деле случается и иначе. Бывает, что заглушка, встав неудачно, все же частично перекрывает стояк. А затем на ней застревает и начинает скапливаться, например, туалетная бумага. В результате через некоторое время труба засоряется.
А бывает, что перекрывают (ой, конечно же, ограничивают!) канализацию не той квартиры. Бывает и такое, что неплательщики ухитряются пользоваться канализацией, несмотря на заглушку.
Результат предсказуем: протечка, часто в сантехшкафу, когда большая часть воды течет не в квартиру неплательщика, а на головы соседей снизу. По принципу: «У нас сухо, а дальше хоть трава не расти. Мы не просили нам канализацию перекрывать».
Ну и раз уж речь зашла о проблемах с канализацией, то… Как думаете, что чаще всего вызывает засоры канализации? Понятно, что иногда упускают туда и тряпки. Но это упускают. И изредка. Куда чаще то, что засоряет канализацию, спускают туда вполне намеренно. Нет, конечно, без всяких дурных намерений! Всего лишь, избавляясь от мусора, отправляют в унитаз бумажные полотенца, домашние консервированные овощи и компоты, и главное — наполнители кошачьих туалетов.
Я ничего не имею против животных. У самого дома живет подобранный еще котенком на помойке кот. Но минеральные наполнители иногда в трубах буквально цементируются. При этом на упаковках может быть указано: «Можно смывать в унитаз». Да, можно. Но — древесный наполнитель, и то немного. А не полный лоток минерального.
Впрочем, о чем это я, если однажды, ремонтируя квартиру, рабочие мешали в ванной раствор. Ванну все равно предстояло менять, вот они и воспользовались старой в качестве корыта. Проблема в том, что ванну еще не успели снять, она так и стояла на своем месте, подсоединенной к канализации, куда и упустили некоторое количество раствора, на радость всем жителям подъезда, которым пришлось менять участок канализационного стояка.
Но это все-таки случай скорее исключительный и особо выдающийся. А вот канализационная труба, зацементированная «схватившимся» наполнителем — почти норма…
Впрочем, человеческая дурь или безалаберность способны и не на такое. Способны, к примеру, разбираясь дома, спустить в мусоропровод ненужное. Однажды таким ненужным оказались большие офисные папки и пара старых шуб, наглухо перекрывшие мусоропровод.
Засор мусоропровода — конечно, не забитая канализация, и вода с фекалиями с потолков не льется. Но жители верхних этажей мусоропроводом пользуются, и выбрасываемое скапливается в трубе, наполняя подъезд соответствующими запахами. А подобный засор так просто не пробить, иногда мусоропровод приходится вскрывать, что не добавляет подъезду гигиеничности.
Но да Бог с ними, с местами общего пользования. Зато у себя дома каждый волен делать, что захочет.
В последнее время замечаю среди граждан тенденцию: в случае каких-то неисправностей обращаться не в свой ДЕЗ, ЖЭК, Управляющую компанию, ГБУ, а в частные службы типа «Муж на час». Поверьте, реальный муж обходится дешевле!
Дело в том, что нас время от времени вызывают исправлять то, где поработали специалисты из «частных ЖЭКов». Нет, специалисты здесь без всяких кавычек: свою работу они знают. Только…
Вот недавний случай: после залития в квартире пропало освещение. Двое «мастеров на час» разъединили провода на вводе в квартиру (там, собственно, и произошла протечка) и… запитали от проходящего здесь же кабеля, питающего стиральную машину. Кабель, до того целый, для этого разрезали, соединив клеммниками… по-хорошему, его тоже нужно менять. Мощность стиральной машины достаточно велика, и запитывать её принято цельным кабелем.
Таким образом мастера запитали часть квартиры. Кроме санузла и кухни. Санузел подключили отдельно: на кусок провода установили с двух сторон вилки. Одну включили в ближайшую работающую розетку, вторую — в розетку санузла. Пока провод включен — свет есть.
Так, конечно, тоже можно. В смысле, что работать-то будет. То, что это опасно, что так «ремонтировать» категорически нельзя, понимает любой адекватный человек. Но волнует ли это «мужа на час»? Клиент же платит!
Заодно мастера заменили автоматические выключатели в электрощите. Не факт, что это было необходимо: водой заливало квартиру, а не электрощит. И автоматы в таких случаях редко выходят из строя. Но клиент же платит, а сам разобраться не может!
Хотя тут я не уверен, что сами «мужья на час» хорошо понимали, что делают с электропроводкой квартиры. Во всяком случае, нам пришлось заново расключать фазные и нулевые провода в электрощите, которые они то ли перепутали, то ли намеренно поменяли (действительно, есть такой прием) местами. Только на другой день почему-то выяснилось, что электроплита «бьется током». Заодно они вскрыли электросчетчик, не предупредив клиентов, что это грозит возможным штрафом.
А самое смешное, что дежурные электрики в таких случаях не предпринимают вообще ничего, а попросту отключают автомат, питающий группу освещения, и оставляют на сутки-двое. В большинстве случаев после просыхания все восстанавливается.
Два других случая гораздо скучнее и похожи друг на друга. Только один раз у жильца сломался выключатель, а второй — выбивало УЗО.
Взаимодействие с мастерами оба раза происходило по одному сценарию:
- заказчик звонит в колл-центр, узнает примерную стоимость работ и делает заказ;
- мастер начинает работу и по ходу ее называет цену, в 3−4 раза большую;
- заказчик отказывается платить и предлагает мастеру пойти по всем известному адресу;
- мастер снимает или выламывает из электрощита все автоматы и уходит;Реклама
- оставшийся без света жилец звонит в управляющую компанию или аварийную службу.
За последнее время таких случаев лично у меня было два. Учитывая, что дежурим мы сутки/трое, и такие заявки нам достаются только в вечернее и ночное время — не так уж мало.
Конечно, для статистики случаев маловато. Но есть и еще общее.
Во-первых, мастера требовали почему-то именно 15 тысяч рублей. То за ремонт выключателя, то за замену автомата. И во-вторых, клиентками почему-то оказывались женщины, находившиеся дома одни.
Судя по повторяемости, такова политика некоторых компаний. Я однажды столкнулся с подобным, когда вызывал мастера для ремонта компьютера. Там тоже цена, озвученная менеджером, была втрое-четверо ниже запрошенной мастером. И слова «политика компании» сам мастер и произнес.
Почему бы «частным ЖЭКам» не использовать тот же прием? И не нужно думать, что я пытаюсь очернить конкурентов. Эти граждане нам не столько конкуренты, сколько работодатели. К нам же, в итоге, наши жители и обращаются, чтобы исправить сделанное «мужьями на час». И естественно, это услуга платная.