Об той проблеме ещё много лет назад предупреждал Бенджамин Спок, американский педиатр, автор книги «Ребёнок и уход за ним». Изданная в 1946 году, эта книга стала одним из крупнейших бестселлеров в США и была переведена на русский язык.
Один из данных им советов звучит так:
Не мешайте детям играть по-своему.
Бенджамин Спок утверждает, что нельзя усложнять игры и слишком прямолинейно указывать ребенку, что надо делать, а что не надо. Он на конкретных примерах показывает бесполезность этого. Так, если девочка на новую куклу сначала надевает пальто, а потом уже все остальное, то все попытки мамы переубедить ее, что пальто понадобится кукле в последнюю очередь, будут тщетны.
Также педиатр приводит пример, когда мальчик, которому подарили книжку с картинками для раскрашивания, не старается придерживаться нарисованных контуров раскрашиваемых фигур и вдобавок ко всему ярко-оранжевым карандашом придаёт траве и небу ярко-оранжевый цвет. И если с необычным цветом травы как-то можно согласиться (ведь трава может быть не только зеленой, но и выжженной на солнце), то оранжевое небо — это уже перебор.
Хотя… Видимо, автор книги не случайно приводит пример именно с оранжевым карандашом. Ведь многие малыши отдают предпочтение именно солнечным цветам — желтому и оранжевому. Вот такого желто-оранжевого кота нашел я в детской коллекции рисунков:
И как тут не вспомнить детскую песенку «Оранжевая песня» в исполнении Ирмы Сохадзе! В которой:
Оранжевое небо, оранжевое море,
Оранжевая зелень, оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы оранжевым ребятам
Оранжевые песни оранжево поют.
Авторы слов песни — Аркадий Арканов и Григорий Горин — по сути, повторили выводы педиатра в ответ на слова явившегося взрослого дяди, что, мол, рисунок «ерунда не бывает никогда»:
Только в небе в этот миг солнце заблестело
И раскрасило весь мир так, как я хотела.
Приводя свои примеры, педиатр утверждает, что игра ребенка с родителями доставит ему удовольствие, если они буду играть на его уровне. Ребенок должен сам показать родителям, как ему нравится играть, а взрослые должны с этим согласиться, несмотря на кажущуюся им алогичность
Если подгонять ребенка и требовать выполнения сложных для него правил игры, то это может принести только вред и создать у него чувство некомпетентности.
В случае, когда игрушка для ребенка слишком сложная (а такое случается сплошь да рядом), у родителей есть три варианта действий:
- спрятать игрушку до тех пор, пока ребенок не подрастет;
- позволить ребенку играть, как ему заблагорассудится;
- помочь ребенку, если он сам об этом попросит.
Но кроме рекомендуемых педиатром действий, есть, на мой взгляд, более действенный метод.
Приведу пример, как мы с внучкой в новогодние дни разнообразили, казалось бы, довольно одноразовую, скучную для повторения игру в одевание кукольных манекенов в бумажную одежду.
Мы по очереди меняли манекены, каждый на свое усмотрение одевал их в разные одежды, фотографировали их, а в итоге представили фото семейному жюри: какой наряд лучший?
При этом ребенку было доверено фотографировать этот своеобразный показ моды. Современная фототехника со своими автоматическими опциями вполне доступна для освоения детьми. А это привнесло в игру новизну и дополнительный интерес к ней.
Вот такое получилось у нас новогоднее портфолио:
В любой игре можно, а возможно, и нужно, мотивировать ребёнка к правильным действиям. Надо только ненавязчиво направлять его в нужном направлении. Внести в правила игры элементы творчества, подключить богатую фантазию ребенка. Создать новый вариант игры, который будет интересен ребенку. Какой? Родители сами должны выбрать. Ведь никто лучше их не знает способности и пристрастия их ребенка.