Поэтом можешь ты не быть... Как научиться писать стихи?

Реклама

Говорят, научиться сочинять стихи нельзя. Поэтом, мол, надо родиться. Но мы — дети и взрослые — так любим говорить в рифму, пусть она даже и не совсем удачная! Это — интересно, весело, выразительно, правда?

Есть много рифмованных пословиц, поговорок, закличек, а это — народное творчество. Дети всегда любят складные обзывалки придумывать. Давайте и мы попробуем зарифмовать хотя бы две строчки. Вдруг получится! Вдруг понравится! Ребенку это важно и полезно, если он просто увидит красоту рифмы и приучится читать стихи. А дальше видно будет.

Поступим таким образом. Возьмем коротенькие стишки известных авторов и добавим к ним что-то свое. Например:

* Вячеслав Орлов
Я будильник разбудил
Утром
Я
Глаза
Открыл,
У будильника
Спросил:
''Извините!
Извините!
Почему вы
Не звените?''

Вот и всё стихотворение. А где же ответ на вопрос? Почему будильник молчит? Ах, он спросонья в затруднении! Давайте ему поможем.

Реклама

Какие здесь могут быть варианты ответа?

— Я всю ночь стихи писал
И поэтому проспал…

Реклама

*
А будильник мне в ответ:
— У меня завода нет.
*
— Потому я не звеню —
На ремонте я стою.
*
Отвечал будильник мой:
— Так сегодня ж выходной!
*
— Как всегда по воскресеньям,
Отдыхаю с наслажденьем!
*
— Извини, дружочек мой,
Я сегодня — выходной!
*
А будильник говорил:
— Ты меня не заводил!
*
— Я звонил-звонил-звонил,
Но тебя не разбудил.
*
— Без завода не могу
Зазвенеть я поутру.
*
Ты и завтра не забудь
Мои стрелки повернуть!
*
— Так вчера я изнемог,
Что звенеть совсем не смог…
*
— А вчера я та-а-ак устал,
Что сегодня и проспал.

Реклама

Вы решили, что это забава только для детей? А попробуйте провести эту игру в более взрослой аудитории или совсем во взрослой. Неизвестно еще, получится ли лучше. Это мы сочиняли с пятиклассниками на уроке развития речи.

Что должен уметь организатор игры? Нет, вовсе не обязательно быть поэтом. Просто заранее обдумывайте ответы в прозе. Потом помогите аудитории вопросами:

  • что мог бы ответить будильник?
  • какие у него могут быть причины не звенеть поутру?
  • может быть, ему помощь требуется?
  • а что, если он просто — хулиганничает? и т. д.

А зарифмовать — уже дело техники.

Вариантов работы может быть несколько. Вы пишете рифмушки — не бойтесь называть их стихами, Пушкин простит! — все вместе, поэтому обсуждать ответы можно вслух. Если предусмотрено личное или командное авторство, то организатор только вопросами помогает, ответы вслух не произносятся.

Реклама

Надо успеть у всех посмотреть рукописи, помочь и ошибки исправить, и рифму подчистить. Не стоит, по-моему, определять первенство. Подвести итоги можно, например, и так:

Взяли мы стихи поэта
И добавили куплеты.
Получились неплохи
Наши первые стихи!

Реклама

И сразу выпускаем сборник стихов, чего медлить! Если, конечно, первая часть затянется надолго, то даем самостоятельную работу или собираемся еще раз… В любом случае создаем издательство, даем ему название. Нет компьютера под руками, так рукописный журнал — очень даже здорово! Рисунки прямо тут же можно разместить.

За дело берутся редакторы, корректоры, художники. Сосчитайте заранее, сколько экземпляров вам понадобится, сколько бумаги и фломастеров надо. Если рекламу развернуть, так еще и добавлять тираж потребуется — для мамы и папы, для дедушки и бабушки, друзьям.

Такой практикум творческой деятельности можно провести на семейном празднике, на дне рождения, в лагере, на занятиях кружка, на уроке, в поезде… Пригодятся в жизни и такая веселая придумка, и навыки «книгоиздательства»!

Реклама

Могу предложить еще короткие стихи. Про запас!

* Валентина Ланцетти

Прыжок в высоту

Я бы прыгнул высоко,
До высоких облаков!
Я достал бы там Луну
И звезду, да не одну!
Только мама не велит
Ночью прыгать:
Небо спит.

Что же делать-то? Прыгать-то ведь хочется, как и все остальное, когда запрещают!

Попутчики

Я иду. Апрель идет.
Я пою. И он поет.
Ручеек нас обогнал
И с разбегу — прыг! — в канал.
— Кап! — Апрель сказал. — Кап-кап,
Не замерз бы, не озяб…
Я иду и улыбаюсь,
В солнечном тепле купаюсь.

Да тут к каждой паре строчек можно продолжение написать — это же весна!

* Николай Красильников

Репей

Сказал Репей:
— Я — верный друг.
Об этом знают все вокруг!
И помнят,
Между прочим,
Что я
Привязчив очень!

Реклама

Да уж, кто не знает привязчивости-прилипчивости репья! А если он девчонке к косе прицепится? Надо предупредить ее!

Первый урок

На пруду идет урок:
Раз — нырок,
И два — нырок…
Не видать в воде утят —
Только хвостики торчат!

А как же мама их пересчитывает?

Речка и море

Не уставая,
Круглый год
Из речки море
Воду пьет.
Все пьет и пьет —
Старается,
А речка
Не кончается!

А правда — почему речка не кончается? Где она сама воду пьет?

Доброе утро

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Возможно ли доброе утро до вечера продлить? Да, конечно! А доброе настроение? Да хоть на всю жизнь!

Реклама

* Григорий Бойко

Я да я

— Кто спешит к столу присесть?
— Я!
— Кто спешит варенье съесть?
— Я!
— А кто будет мыть посуду?
— Ты спроси об этом Люду,
Почему всё я да я?

Несерьезный вопрос! Должен же и я когда-то посуду помыть за всеми, если все ее за меня моют, правда?

* Сергей Погореловский

Перестарался

Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
— Что с тобой?! — вскричала мать. -
Заболел, сыночек?
— Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!»

Маме, конечно, будет приятна такая забота, но все-таки лучше сделать это перед сном. А тут-то как быть? Ну, если уж ты вспомнил об этом посреди ночи, проговори пожелание хотя бы даже шепотом. Мамы — они такие, что и услышать могут. Попробуй утром проверить это. Что она ответит?

Поэтом быть — это хорошо! Поэтом быть — это интересно!

Реклама