Итак, дано: семья из четырёх человек, двое детей, старший ходит в школу (началка), младший — в сад. Мы с женой оба работаем, поэтому домашние обязанности стараемся делить, но она возвращается с работы раньше, поэтому ей достаётся больше. Достаток у нас средний, но я готов был выделить бюджет на то, чтобы облегчить семье быт. И вот что у меня получилось.
Шаг первый: определяем то, что занимает больше всего времени
Я попросил жену выписать, какие домашние дела сколько времени у неё занимают, свои выписал тоже. Потом соединил оба списка и выделил самые серьёзные «пожиратели времени».
Получилась вот такая картина.
У жены больше всего времени занимают:
- Уборка. У нас кошка и дети, которые всё разбрасывают, поэтому убирать вещи и пылесосить приходится каждый день. В выходные — большая уборка, с мытьём сантехники, протиранием пыли
и т. д. - Уроки со старшим. В нашей школе довольно много задают, ребёнок часто сам не справляется, воспитатели на продлёнке не помогают, приходится с ним сидеть по часу, а то и по два.
У меня главные пожиратели времени:
- Готовка. В семье в основном готовлю я, это от получаса до двух часов каждый день.
- Стиралка. Вытащить-развесить-снять с сушилки-разложить по шкафам. Не каждый день, но всё равно.
Шаг второй: делегируем всё что можем в рамках бюджета
На самом деле живым людям или гаджетам можно делегировать практически всю домашнюю рутину — это зависит только от ваших возможностей. Вот что смогли сделать мы на те деньги, что были выделены.
1. Заказываем клининг. Вызываем уборщицу раз в неделю, и это очень заметно: теперь большую уборку по субботам можно не делать! Совет: планируйте клининг на пятницу, тогда все выходные у вас будет чистая квартира.
2. Купили робот-пылесос. Клининг — клинингом, а в перерывах между визитами уборщицы нужно что-то делать с шерстью и крошками от печенья, поэтому робот был обязательной покупкой. Выбирал по параметрам: чтобы был мощный, чтобы была влажная уборка, обязательно тихий и не выше 8 см (у дивана в гостиной клиренс такой). Взял Eufy Robovac G10 — он подошёл по всем требованиям и оказался дешевле других с похожим набором функций.
Настроил ему уборку по графику: первый раз выезжает днём, когда никого нет дома, второй — ночью, когда все спят, убирает только коридор и кухню. Нет, никого не будит, звук тише, чем у микроволновки, только голосовые подсказки надо отключить. Убирает быстро, чистит очень хорошо, по полу можно ходить босиком, ничего не прилипает.
Бонус: уборщицам из клининга очень нравится у нас работать, говорят, что в целом чисто и нет пыли. Единственное — если у вас ковры, лучше отключить возможность влажной уборки. У нас ламинат везде.
3. Наняли няню для старшего. Соседка вышла на пенсию и согласилась на подработку на 3 часа в день. Теперь сын уходит с продлёнки пораньше, она встречает его, кормит полдником и, самое главное, делает с ним уроки! Когда жена приходит с работы, всё уже готово.
4. Заказываем еду. Решить проблему готовки было сложнее всего. Пробовали брать готовое в кулинарии нашего супермаркета, но там всё очень жирное. На пицце, роллах, бургерах и осетинских пирогах долго не протянешь. Поэтому опытным путём пришли к заказу готовых рационов (берём Grow Food). На целую семью, это, конечно, заметно дороже, чем готовить самим, поэтому берём не каждый день, а 7−10 дней в месяц. Мне этого вполне хватает, чтобы отдохнуть от готовки.
5. Купили сушильную машину для белья. Это была самая спорная покупка, долго сомневался. Выбирал из самых недорогих моделей и чтобы можно было установить на стиралку сверху (ванная небольшая у нас), в итоге купил Hotpoint-Ariston NT CM10 7B RU. Конечно, со стиркой стало проще: вместо того, чтобы вытаскивать и развешивать бельё, просто перекидываю его в сушилку. Но в целом, если бюджет ограничен, то лучше купить вместо неё посудомоечную машину (у нас есть, поэтому не рассматривали этот вариант).
Шаг третий: создаём дома комфортное пространство
Для этого надо окинуть квартиру критическим взглядом и решить: что доставляет вам наибольший дискомфорт? Где быстрее всего случается беспорядок? Почему? Я проанализировал своё жильё и сделал вот что:
- Увеличил количество мест для хранения. Для начала купил детям в Икее кучу контейнеров и стеллажи для них. Из детской сразу исчезли разнокалиберные коробочки и пакетики, а уборка стала занимать гораздо меньше времени. Ещё по одному контейнеру поставил на кухне и в гостиной, чтобы быстро собирать разбросанные там игрушки. Контейнеры — это вообще отличный способ превратить бардак в порядок, рекомендую.
Второе — большой шкаф в прихожей. Денег было мало, поэтому делал всё сам: купил в строительном направляющие, ролики и двери и собрал в нише шкаф-купе под потолок. Внутри повесил полки на настенные консоли. Теперь смотрю на гардероб в спальне, тоже хочу заменить его новым, высоким. Под потолок реально влезает куча вещей!Реклама - Заменил телевизор на колонку. У нас, как и во многих семьях, было принято включать телек «фоном», пока я не понял, что мелькающее на периферии зрения изображение меня раздражает. Поэтому теперь у нас вместо телевизора фон создаёт колонка Soundcore Flare+. Обычно я или жена включаем свои плейлисты, а дети слушают аудиокниги и радиоспектакли и иногда развлекаются с подсветкой колонки через приложение. Дома стало меньше информационного шума и мы сами контролируем «фон».
Бонус: берём колонку на дачу и на природу — во-первых, она водонепроницаемая, во-вторых, мощности звука вполне хватает, чтобы устроить дискотеку с друзьями.
Шаг четвёртый: наслаждаемся результатом
Да, вся эта история с оптимизацией быта потребовала времени и денег, но, поверьте, оно того стоило. В квартире стало приятнее, а свободного времени — заметно больше.
Жена вернулась к своему хобби — вышивке, и стала заниматься фитнесом. У меня появилась возможность пройти обучающий курс, который я долго откладывал, и читать по вечерам свою любимую фантастику. Времени на детей стало больше, а в выходные вместо уборки мы теперь гуляем или отправляемся в поездки всей семьёй.
В общем, сплошные плюсы, так что всем рекомендую!