«Дельфин» мог нести на себе торпеды, в надводном положении имел возможность преодолевать до 200 миль. В подводном положении его возможности были куда скромнее — субмарина могла проплыть под водой не более 28 миль. Но и это являлось неплохим результатом.
«Дельфин» спустили на воду в 1903 году. А через год, как известно, началась короткая, но довольно изнурительная Русско-японская война.
Тут, что называется, русское военное ведомство прозрело. Оно сообразило, что если бы близ Порт-Артура имелась пара русских подводных лодок, то никакой блокады упомянутого пункта не было бы. Японцы перестали бы действовать близ Порт-Артура столь решительно, и ход войны мог бы измениться.
В общем, русское правительство решило в срочном порядке заказать несколько подводных лодок у своих союзников либо нейтральных государств.
Одна из подводных лодок к этому моменту была в Германии. Её выстроили на заводах концерна «Крупп» в 1903 году, и скорее даже для рекламных целей.
Судите сами: немецкая лодка имела в длину 12,5 метров, а в ширину — 1,65 метра. Экипаж состоял из 4-х человек, а на борту можно было разместить всего лишь 2 торпеды! От берега описываемая лодка могла уходить лишь на 20 миль, а в подводном положении она прошла бы примерно 18 миль, не более.
Однако выбирать русскому правительству особо было не из чего. В Германии были заказаны сразу три лодки крупповского завода, а в Америке принялись строить ещё несколько лодок для нашей армии.
Немецкая лодка, о которой выше шла речь, была подарена русскому правительству, тем более что она и послужила неплохой рекламой для получения первого солидного заказа.
Назвали новую подводную лодку «Форелью».
Хотя немецкая субмарина обладала более чем скромными военными возможностями, у неё имелось очень существенное преимущество: благодаря своим небольшим размерам немецкая лодка-прототип могла быть быстро погружена на железнодорожную платформу и оперативно доставлена на Дальний Восток.
Когда «Форель» прибыла в Петербург, её опробовали, а затем 22 августа 1904 года определили на погрузку в состав, двигающийся в сторону Владивостока. В это город «Форель» прибыла лишь 29 сентября.
В принципе, она тотчас же вступила в строй. Вот только совсем без оружия. Дело в том, что русский флот имел на вооружении торпеды 38-го калибра, а немецкая лодка создавалась под торпеды 45-го калибра.
Нужные торпеды для оснащения «Форели» прибыли 29 марта 1905 года. До этого момента «Форель» — иногда одна, иногда совместно с «Дельфином» — выходила в океан для патрулирования и холостых стрельб.
Впрочем, появление «Форели» не осталось незамеченным у японского военного командования. Теперь японские боевые корабли поубавили свой воинственный пыл.
Например, в апреле 1904 года близ Порт-Артура подорвались броненосцы «Хацусе» и «Яшима». Японцы всерьёз решили, что подрыв — дело рук подводных лодок русских, и довольно долго специально стреляли в этом месте в воду из орудий уцелевших кораблей.
Так что появление «Форели», пускай и безоружной поначалу, имело сильный психологический эффект для противника.
С окончанием Русско-японской войны «Форель» по причине своей «игрушечности» так и осталась во Владивостоке. К началу Первой мировой войны русский флот получил не одну подводную лодку, так что «Форель» объективно оказалась никому не нужна.
Историки утверждают, что в итоге неказистая «Форель» была продана в 1921 году в Маньчжурию на металл. Совсем незадолго до прихода Советской власти на Дальний Восток…