Перейти к предыдущей части статьи
«Иван Бодхидхарма»
Последним треком, записанным для альбома, стал «Иван Бодхидхарма». По сравнению с тем же «Делом мастера Бо» загадок здесь гораздо меньше.
Достаточно лишь упомянуть, что Бодхидхарма — это легендарный буддийский монах, который около 475 г. прибыл из Индии в Китай («движется с юга…») и поселился в знаменитом монастыре Шаолинь. По преданию, сей незаурядный муж провёл целых 9 лет в неподвижной медитации, сидя перед стеной пещеры.
Что касается фразы «И белый тигр молчит, и синий дракон поет», то она тоже имеет отношение к Китаю, где тигр (Бай Ху) символизировал Запад, а дракон (Цин Лун) — Восток.
Борис Борисыч решил сделать Бодхидхарму более актуальным и близким отечественному слушателю — наградил монаха русским именем и отправил к зашоренным жителям современных городов, чтобы раскрыть тем глаза на истинную суть и красоту мира.
Он движется мимо строений, в которых
Стремятся избегнуть судьбы;
Он легче, чем дым;
Сквозь пластмассу и жесть
Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья
Там, где мы склонны видеть столбы;
И если стало светлей,
То, видимо, он уже здесь…
Так как песня походила на маршеобразный вдохновляющий гимн, то БГ захотел добавить туда оптимистическое соло на трубе — в духе композиции Исаака Дунаевского «Весёлый ветер» из к-ф «Дети капитана Гранта» (1936). Трубач курёхинской ПОП-МЕХАНИКИ Александр Беренсон записал аж три партии, из-за чего на магнитофоне не осталось лишнего канала для гитарного соло.
«Электричество»
Стремление сделать структуру песни более сложной мы видим и на примере композиции «Электричество» с её струнным квартетом и аж двумя партиями баса — обычного и безладового. БГ начал играть песню ещё на акустических концертах 1983 года, но тогда она была более короткой. На «Дне Серебра» в «Электричество» добавили минорную часть
Если «Ивана Бодхидхарму» можно было воспринимать и без знания истории китайского дзен-буддизма, то с «Электричеством» было сложнее. Первые строчки вопросов не вызывали — по-моему, это одно из самых метких описаний творческого процесса:
Моя работа проста — я смотрю на свет.
Ко мне приходит мотив, я отбираю слова…
Не было у меня проблем и с фразой
Отрывок о «походе к Святой земле» и «малиново-алой птице» тоже особого разбора не требовал: подобная образность и метафоричность — не редкость в мировой поэзии. А вот припев оставлял немало вопросов:
Но электричество смотрит мне в лицо,
И просит мой голос;
Но я говорю: «Тому, кто видел город, уже
Не нужно твоё кольцо»…
Что «электричество» — это лампа, на которую смотрит автор, сочиняя песню — понятно. Но что понимается под «кольцом»?
Ох, нелёгкая это задача — проникнуть в дебри гребенщиковских образов! Парадокс, но именно эти словесные и смысловые лабиринты одних слушателей страшно раздражали, а других, напротив, привлекали, давая широчайшее поле для личных трактовок и ассоциаций. Я оказался из последних…
Как впоследствии оказалось, слова о «кольце» и «городе» на самом деле имели прямое отношение к фэнтези-трилогии Д.
БГ же ознакомился с книгой гораздо раньше и, видимо, читал её в оригинале (по крайней мере, «эльфийские руны» появились ещё на обложке альбома «Треугольник» в 1981-м). Мир Толкина буквально очаровал лидера АКВАРИУМА, и я могу его понять.
БГ:
«Этот писатель сконструировал реальность целиком. И такая реальность подошла не только мне, а ещё миллионам людей по всему свету. Причём не как бегство, а как дополнение и необходимое расширение понятия, что такое жизнь вообще. И то, что описано Толкиным для меня и сегодня наиболее реальное из того, что я вижу вокруг.
Ведь основная задача человека — это Богосотворчество. Общаясь с реальностью, мы имеем дело не с миром, а с определённым описанием этого мира, которому мы научены с детства и которое постоянно поддерживаем.
Чтение Толкина — один из методов смены этого описания также, как рок-н-ролл — другой метод подобной смены».
Сегодня, после фильма Питера Джексона, даже гламурные барышни и гопники прекрасно знают о магическом Кольце Всевластья, которое подчиняло владельца своей тёмной воле.
Остаётся только добавить, что под «белым городом на далёком холме» подразумевался город Тирион на холме Туна. Располагался он в Валиноре — Благословенной земле эльфов, скрытой от глаз смертных людей. Только там можно было окончательно излечить пагубную зависимость от зловещего артефакта…
«Глаз»
Альбом «День Серебра» получился очень цельным как по звучанию, так и по общей атмосфере. БГ не случайно считал эту запись высшим проявлением АКВАРИУМА 1980-х, хотя и сетовал, что она «слишком успокоенная». Чтобы привнести в альбом рок-н-ролльную энергетику, туда решили добавить песню «Глаз», которая игралась на электрических концертах ещё с 1983 года.
К сожалению, несмотря на саксофонное соло Игоря Бутмана (уже принимавшего участие в записи альбомов «Табу» и «Радио Африка»), студийная запись этой песни всё равно вышла вялой. Достаточно сравнить её хотя бы с зажигательной версией, сыгранной на «Музыкальном ринге». Недостатком студийной записи стало и отсутствие бэк-вокала Дюши, который в финале допевал за БГ строчку
Песня стала неким обращением БГ к государственной музыкальной индустрии, которая почти полностью игнорировала самодеятельные рок-группы. Нечто похожее звучало и в другой старой песне АКВАРИУМА — «Я хотел петь»:
Я не знаю, при чём здесь законы войны,
Но я никогда не встречал настолько весёлых времён.
При встрече с медвежьим капканом
Пойди объясни, что ты не медведь.
Господи, помилуй меня;
Все, что я хотел, — я хотел петь…
Надо сказать, что 1983−1984 годы выдались особо нелёгкими для советской рок-музыки — многие коллективы были признаны «вредными» и были распущены. Кое-кого даже посадили — правда, за экономические преступления. Например, Алексея Романова из ВОСКРЕСЕНЬЯ — за нелегальные заработки на концертах, а будущего «шансонье» Александра Новикова — за подпольное изготовление и сбыт музыкальной аппаратуры…
БГ:
«Мы даже обращались к властям (разумеется, только на таком метафизическом уровне). Я говорил: мы вам вреда приносить не собираемся; да, нас можно „взять руками“, только неизвестно, что из этого выйдет. Как видите, и руками не взяли, и мы остались такими, как были…».
«Глаз» оказался также единственным настоящим рок-н-роллом, попавшим на дебютный винил группы АКВАРИУМ. Как известно, пластинка представляла собой сборник песен из двух альбомов группы — «День Серебра» и «Дети Декабря». И худсовет фирмы «Мелодия» сделал всё, чтобы на пластинку не проникла ни одна заводная вещь. Даже тот же «Глаз» оказался там лишь по протекции Аллы Пугачёвой, которой эта песня очень приглянулась.