Как гласит легенда, первую джонку спустил на воду древний китайский правитель Фу Хси, живший в третьем тысячелетии до нашей эры. Фу Хси называли Небесным императором. Народные предания гласят, что этот император ведал знаниями, которые способствовали развитию китайской цивилизации.
Красивое звучное название «джонка», как считают лингвисты, происходит от искажённого слова южно-миньского диалекта, означающего «судно».
Историки не имеют единого мнения о дате появления первых джонок в Древнем Китае. Одни считают, что появились эти парусные корабли около тысячи лет до нашей эры. Другие предполагают, что строить суда в Китае начали раньше, чем в Египте. Причём древние китайские корабли считаются более совершенными, чем европейские того же периода.
Китайцы отправлялись на своих судах в длительные плавания. Есть сведения, что за несколько тысячелетий до нашей эры они побывали на американском континенте.
Все джонки, а их было создано около 300 видов, имеют сходные черты, отличающие их от кораблей других народов: плоское днище, вертикальные борта, тупая корма с каютами, немного заострённый нос, плетёные из тростника паруса.
Марко Поло, купец и путешественник из Венеции, побывав в конце XIII века в Азии, был восхищён китайской джонкой и составил подробное описание этого уникального судна.
Необычный вид джонки усиливали изображённые на бортах и корме рисунки: горы и облака, различные мифические существа, чаще всего драконы. Возле форштевня, носовой оконечности судна, являющейся продолжением киля, рисовали глаза.
Надстройки в корме несколько выступают за корпус. В них размещался экипаж, находилась провизия. Очень необычный вид имеют паруса: внешне они похожи на четырёхугольный веер, складываются по типу жалюзи. Паруса укреплены на бамбуковых горизонтальных жердях, размещённых на мачтах.
Первоначально паруса изготавливали из тростниковых циновок, что делало их тяжёлыми и снижало скорость судна. Плюс таких парусов — они выдерживали сильные порывы ветра. Со временем паруса стали изготавливать из ткани, что позволило увеличить скорость перемещения джонок.
Джонки были вместительны, практичны, устойчивы и маневренны. Их конструкция сохранилась практически без изменений до нашего времени.
Ещё до открытия Америки Колумбом китайский адмирал Чжэн Хэ предпринял экспедицию с целью изучения южных вод. В составе его флота было около 250 кораблей, большинство которых были джонки. Чжэн Хэ побывал на индонезийских островах, на побережье Индии, достиг мыса Доброй Надежды.
В середине XIX века джонка «Кхэйин» прославилась на весь мир: она обогнула мыс Доброй Надежды, зашла в порт Нью-Йорка, после чего отправилась в Англию. Там на борт необычного судна поднялась королева Виктория.
Джонки распространились по всей Восточной Азии. Японская джонка имеет отличительные черты: кривизну бортов и приподнятую над водой корму.
В наши дни эти древнейшие суда не утратили своей значимости. В некоторых местностях Вьетнама джонка до сих пор служит плавучим домом местным жителям, чаще — рыбацким семьям. Кроме того в них устраивают отели для туристов. А в Гонконге в таких домах проживает около 12 тысяч китайцев.
Китайцы до сих пор с почтением относятся к джонкам и верят, что в них живут души умерших моряков.
В старину в Китае была популярна бумажная игрушка «джонка». Некоторые специалисты считают её предшественницей оригами.
В наши дни в продаже имеется сборная игрушка — джонка из картона. Картонная модель очень похожа на настоящее судно. Макет собирается без применения ножниц и клея, лишь с помощью отверстий в деталях. Снасти скрепляются морскими узлами.
Юному модельеру наверняка придётся по душе эта увлекательная работа, ведь она перенесёт его в далёкие-предалёкие времена, когда человек только начал осваивать водные просторы Земли.