Специалисты относят духоборство к духовному христианству — общему названию русских течений, отделившихся от православия. Для течений духовного христианства характерно аллегорическое толкование Библии, отрицание атрибутики и православного богослужения, а также церковной иерархии, более строгое соблюдение библейских заповедей.
Идеологом и первым руководителем этого течения был Силуан Колесников, проживавший на юге Украины. С 1755 по 1775 (год смерти) он возглавлял духоборов. Колесников смог быстро добиться популярности духоборства, дойдя с проповедями до Тамбовской губернии.
Духоборство распространилось по многим русским губерниям.
Отличительная особенность этого направления: духоборы переводят видимые формы богопочитания в невидимые. Главным считают духовный рост человека.
Реклама
Например:
- крещение производится лишь Словом Божием, человек отрекается от себя и вверяет себя Богу;
- причастие происходит мысленно;
- церкви как таковой нет, богослужения происходят просто в комнате или на улице.
Во время служений на стол ставятся хлеб, соль и кувшин с водой, которые являются символами веры.
Духоборы высоко ценят сердечную веру, равенство и взаимное уважение во взаимоотношениях между собой и в семьях. Они верят, что сами являются храмом Божиим, что в каждом из них живёт Святой Дух. Друг друга приветствуют глубоким поклоном, считая, что таким образом поклоняются Святому Духу.
Интересно, что наименование «духоборы» было дано одним из архиепископов, который хотел показать этим, что это течение является противлением Святому Духу.
Представители нового течения приняли название, трактуя его так:
духобор — оттого, что Дух Святой, живущий внутри нас, борется против зла.
Ещё такой интересный момент: письменного учения у духоборов не было, существовало лишь устное предание, называемое «Животная книга», то есть книга Жизни. Псалмов к этой книге множество, один человек был не в состоянии их запомнить, поэтому содержание книги находилось в памяти общины. Родители начинали знакомить детей с Животной книгой, когда им исполнялось 6 лет, обучение продолжалось до 15 лет.
Духоборы считают, что памятью человек подобен Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, Волей — Святому Духу. В то же время они верят, что Христос — не Бог, а человек, наделённый божественным разумом.
Загробную жизнь они не признают, веря, что после смерти сохраняется только память, которую оставляет после себя умерший человек. Но зато верят в переселение душ, считая, что души существовали ещё до сотворения мира.
Государственную власть признают только как инструмент против злодеяний, происходящих в обществе людей.
Духоборам запрещено принимать присягу и носить оружие.
Как и в любой религии, в учении духоборов много противоречий.
- Например, церковных праздников они не признают, но моления приурочивают к православным праздникам.
- Или такой факт: духоборы ценят равенство, но при этом Силуан Колесников ратовал за то, чтобы существовала преемственность, то есть чтобы его пост занял один из его сыновей. А если среди членов общины найдётся более толковый и уважаемый человек?
Интересны некоторые моменты, которые, как говорят мыслители, будут присущи будущим поколениям людей. Например, в учении духоборов говорится, что Бог существует в природе в форме, доступной чувствам, а в душе человека он присутствует как незримый дух.
Поскольку написанной на бумаге идеологии духоборов не было, Григорий Сковорода, поддерживающий это течение, написал представление, поданное губернатору под названием «Исповедание веры Духоборцев».
В этом документе представлены базовые пункты учения:
«В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе».
Реклама
Духоборы подвергались гонениям со стороны властей. Лишь при императоре Александре I наметилось некоторое их признание. В начале XIX века был издан указ о переселении духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии. Переселенцы получили в пользование достаточные площади плодородной земли. А после посещения императором села духоборцев Терпение он освободил их от присяги.
Но при Николае I ситуация изменилась, и духоборцев выслали в Азербайджан и Грузию, где и по сегодняшний день сохранились поселения, в которых они компактно проживали.
В 1895 году в Тифлисской губернии и Карской области произошёл конфликт: духоборцы заявили властям свой отказ от военной службы и сожгли всё имевшееся у них оружие. Накануне, в 1894 году, духоборы села Терпение Карсской области отказались от присяги Николаю II.
После этих событий началась настоящая травля: несколько тысяч духоборов были переселены в места с нездоровым климатом, отказавшихся от службы отправили в тюрьмы и дисциплинарные батальоны, особо упорствующих сослали в Сибирь. При этом имели место избиения, грабежи и надругательства.
Большую роль в жизни духоборов сыграл писатель Лев Толстой. Он одобрял их учение, много лет переписывался с Петром Веригиным, который после эмиграции духоборов в Канаду возглавлял общину. До эмиграции Веригин 15 лет находился в ссылке в Сибири.
После ожесточившегося отношения властей к духоборам было принято решение об эмиграции. Передовые люди России организовали моральную и материальную поддержку членам общины, оставшимся без жилья и финансовых средств.
В 1898—1899 годах треть духоборов (около 7,5 тысяч человек) при поддержке Льва Толстого эмигрировали в Канаду в неосвоенные районы. Весь гонорар, полученный от романа «Воскресение» Толстой направил на финансирование этого переселения духоборов.
Сопровождали эмигрантов в качестве переводчиков Сергей Львович Толстой, толстовец Сулержицкий и доктор Бакунин. Третью партию духоборов сопровождал Владимир Бонч-Бруевич, который по их просьбе составил сборник псалмов — «Животную книгу духоборцев».
В начале XX века общее количество переселенцев составило почти 9 тысяч человек.
В это же время назрели идеологические конфликты, движение распалось на несколько течений. Так, например, радикальное течение «Сыны свободы» отказывалось посылать своих детей в школы и даже поджигало здания школ.
В наши дни умеренное течение духоборов возглавлял вплоть до своей смерти (2008 год) праправнук Петра Веригина — Джон Веригин. За свою миролюбивую деятельность он был награждён советским орденом Дружбы народов, орденом Канады и орденом Британской Колумбии.
В настоящее время в Канаде проживает около 30 тысяч духоборов, более половины из них знают русский язык в качестве родного, 5 тысяч сохранили веру.
С распадом СССР некоторые духоборы начали возвращаться в места, где проживали ранее.
В Грузии в селе Гореловка сохранились могилы проповедников. Сюда приезжают духоборы со всего мира, чтобы поклониться святым могилам.