Как зарождалась почта?

Реклама
Грандмастер

В любой стране мира почта — сложный и довольно тонкий механизм. Разумеется, этот механизм сформировался не за один день. Как же и когда появилась почта?

При раскопках в Египте, Персии и Греции археологи находили хорошо сохранившиеся изображения гонцов, передающих какие-то бумаги (свитки) высокопоставленным особам. Стало быть, истоки почтовой службы можно увидеть уже до нашей эры. Причём за несколько тысячелетий до нашей эры!

Известно, что в Древней Греции из числа подготовленных юношей выбирали гонцов, называвшихся гемеродромами. Они осуществляли связь между городами-государствами.

Есть сведения, что личный гонец Александра Македонского по имени Филонидес преодолел однажды 90 км примерно за 9 часов. За это выносливому герою установили памятник в Олимпии.

Другой гонец (гемеродром) преодолел в 490 году до нашей эры 180 км за 24 часа! Звали его Фидиппид, и шёл он из осаждённых персами Афин в Спарту.

Реклама

Учёным удалось выяснить, что в Древней Греции использовали своеобразное палочное письмо, даже имевшее некоторые признаки шифрования.

Суть такого письма заключалась в следующем: на палку наматывалась полоса из кожи. Затем на ней (вдоль палки) писали сообщения. И так сверху вниз, получая несколько рядов. Затем в другом месте на палку такого же диаметра наматывали ленту с посланием, и только так могли прочесть исходный текст, потому что в этом случае буквы не «плыли». Просто и надёжно!

В Древнем Риме также имелись гонцы, подобно тем, что существовали в Древней Греции. Только назывались они табеляриями либо курсориусами. Первые носили сообщения, начертанные на восковых дощечках, оттого и были табеляриями. А вот курсориус — это в переводе с латинского примерно звучит как «стремительно бегущий».

Реклама

Однако, в отличие от Греции, в Римской империи гонцы комплектовались из числа рабов. Поэтому они не так самоотверженно выполняли свои поручения и подвигов практически не совершали.

Чтобы улучшить положение таких курсориусов, им стали дополнительно выдавать деньги на крепкую обувь. А потом по распоряжению одного из императоров римских гонцов принялись хорошо одевать, и даже велели носить им за спиной символические крылышки, в знак связи с мифологическим богом Меркурием. Понятное дело, после таких перемен статус курсориусов вырос.

Реклама

В древней Индии также издавна существовала пешая почта, но там правители пошли немного дальше. Они распорядились устанавливать на окраине каждой деревни специальные палатки (навесы) для гонцов, ожидающих донесения из соседнего селения.

Помимо этого, у каждого индийского гонца имелась специальная палка с колокольчиками. При приближении такого посыльного его было слышно издалека, и новый гонец мог приготовиться к его встрече и затем не мешкать со своим стартом.

Вся дорога, получается, делилась на участки по 3−4 километра, и гонец не так сильно уставал, как если бы преодолевал весь путь в одиночку.

Конечно, иной раз гонцы использовали лошадей или мулов для своей миссии. А в той же Индии для переправы через реки им выдавали специальные пояса, в которых имелись специальные непромокаемые отделения.

Реклама

В старину в Европе, чаще всего — на территории нынешней Германии, гонцы перемещались на ходулях. Считалось, что так можно было быстрее разнести имеющуюся на руках почту.

Реклама

Впрочем, у такого варианта передвижения было вполне прозаическое объяснение. Передвигаясь на ходулях, почтальон (гонец) снижал риск того, что измажется в грязи и нечистотах, которых когда-то было предостаточно даже на улицах старинных городов.

Пешая почта не так давно неплохо действовала и в Северной Африке — на территории нынешних Алжира, Туниса, Марокко, Ливии. Кажется невероятным, но один и тот же участок пути местные мулы преодолевали за 5 суток, а специально подготовленные люди — всего за три дня!

И в наши дни в некоторых уголках Земли продолжают трудиться пешие почтальоны. Точно так же, как их предшественники много столетий назад…

Реклама