The 13th FLOOR ELEVATORS — «You're Gonna Miss Me» (1966)
Одними из пионеров нового музыкального стиля стала группа с названием ЛИФТЫ НА 13-й ЭТАЖ. Название было не только откровенной издёвкой над суеверным страхом перед «чёртовой дюжиной» (в некоторых американских высотках 13-й этаж даже вообще не нумеровали). Для музыкантов цифра «13» означала ещё и верхний уровень некой пирамиды саморазвития, ведущей к «просветлению» (подразумевалось, что музыка группы, подобно лифту, «поднимает» сознание слушателей).
Группа образовалась в 1966 году, когда галлюциногенное вещество ЛСД ещё было легальным, а слова «хиппи» и «
В таком же «изменённом состоянии» новая группа записывала и свой главный хит — «You're Gonna Miss Me». Эриксон сочинил песню ещё в 15 лет, а впервые записал в 1965 году для альбома The SPADES. Сам текст песни не отличался «психоделичностью» — это было хвастливое обращение парня к бросившей его девице: мол, ты ещё будешь скучать обо мне, но я уже не вернусь.
Зато в версии The 13th FLOOR ELEVATORS песня зазвучала очень необычно, во многом благодаря «электрическому кувшину» Томи Хэлла. Музыканты и до этого использовали кувшин, в который дули, как во флейту. Однако Хэлл в него не дул, а… как бы это сказать… бормотал. Ну, а слово «электрический», видимо, просто означало, что к кувшину был подсоединён микрофон.
Кроме психоделического бормотания «You're Gonna Miss Me» отличалась энергичным ритмом и истошными дикими воплями в духе Литтл Ричарда и Джеймса Брауна, благодаря чему группу зачисляют ещё и в предшественники панка. Говорят, что исполнение Эриксона оказало сильное влияние на экзальтированную манеру «белой королевы блюза» —
К сожалению, «You're Gonna Miss Me» так и осталась единственной песней ЛИФТОВ на 13-й ЭТАЖ, сумевшей пробиться в американские чарты (№ 55). Группа так и не смогла раскрутиться, во-первых, из-за плохого промоушена лейбла, во-вторых — из-за запрета на гастроли (музыканты попались на курении марихуаны, после чего находились на условно-досрочном освобождении). Выпустив всего два альбома, The 13th FLOOR ELEVATORS распалась, но их песня прочна вошла в классику «кислотного» рока.
Tommy James and the SHONDELLS — «Crimson and Clover» (1968)
В 1968 году, когда психоделический рок уже цвёл буйным цветом, лидер The SHONDELLS — Томми Джеймс — кардинально пересматривал музыкальную концепцию группы. Он решил отказаться от услуг постоянных сонграйтеров — Бо Джентри и Ричи Корделла — и сделать упор на собственный материал с более современным экспериментальным саундом.
Правильность нового подхода подтвердил успех песни с загадочным названием «Crimson and Clover» («Малиновый и Клевер»). Что конкретно означает это странное сочетание прилагательного и существительного, сам Джеймс не имел ни малейшего понятия. По его словам, он просто проснулся утром, и два этих слова (любимый цвет и любимый цветок Джеймса) уже звучали в голове. Фраза показалась «поэтичной», и, отталкиваясь от неё, музыкант начал сочинять остальной текст и музыку.
Поначалу Джеймс призвал на помощь басиста Майка Вейла, но результат его не удовлетворил, а вот сотрудничество с барабанщиком Питером Люсиа оказалось удачным.
Автор перевода — LaRousse:
Я едва ли знаю её,
Но думаю, я бы смог её полюбить.
Малиновый цвет и клевер…Если она будет проходить рядом,
Я буду ждать, чтобы показать ей,
Малиновый цвет и клевер…
Снова и снова.Мой разум расслаблен,
Я сделаю что угодно.
Какое прекрасное чувство,
Малиновый цвет и клевер…
Снова и снова.
Песня была необычна уже тем, что в ней отсутствовала привычная схема «куплет-припев» — неторопливые куплеты просто «перебивались» энергичным проигрышем. Благодаря же дрожащему эффекту «тремоло», искажающему звук гитары и голоса, создавалась неземная «эфирная» атмосфера, погружающая в транс. Не обошлось без казусов: из-за вибрирующего вокала некоторые слушатели услышали вместо
Джеймс ещё работал над песней, когда его пригласили дать радиоинтервью. После записи интервью работники радио попросили Джеймса показать им «демо» новой песни — как говорится, чисто для себя. А сами — подлые — втихую записали эту «сырую» версию и тут же стали ставить её в эфир.
«Crimson and Clover» так быстро полюбилась слушателям, что Джеймсу пришлось срочно выпускать сингл с тем вариантом, который был. Более того — если обычно музыкантам приходилось сокращать свои песни для формата сингла, то здесь запись пришлось даже немного удлинить.
«Crimson and Clover» вышла в ноябре 1968 года, а в феврале 1969-го достигла вершины американского топа.
В продолжение истории песни: в 1982 году успешный кавер на песню записала рок-певица Джоан Джетт. Подобный выбор был не случаен, учитывая, что продюсером Джетт был Кенни Лагуна — бывший клавишник The SHONDELLS. Версия получилась гораздо жёстче оригинала и заняла в США 7-е место.