Как появились танки?

Реклама
Грандмастер

Нынешний танк — весьма сложная штука. В современных военных конфликтах, которые, к сожалению, случаются регулярно, он применяется повсеместно.

Вообще-то, танк появился в привычном нам облике не сразу. Появление это началось давно и постепенно, причём как бы в виде отдельных частей, которые потом скомпоновались в знакомый нашему глазу объект.

Сначала из, скажем так, танковых элементов появился прообраз гусеничного движителя. Случилось это в 1713 году во Франции. Изобретатель Дэрман предложил французской академии наук проект тележки для грузов, передвигающейся на бесконечных лентах из деревянных катков.

Сто лет спустя, и снова во Франции, некто Дюбоше получил патент на устройство экипажа с подвижными рельсовыми путями.

Затем англичанин Бэрри в 1821 году стал обладателем патента на бесконечные цепи, намотанные на задние колёса повозки.

Реклама

Видно, что более ста лет изобретатели разных стран независимо друг от друга работали над одним из элементов нынешнего танка — гусеничным движителем. Штука эта позволяет двигаться по бездорожью и, вероятно, поэтому появилась на свет первой. И с вполне мирными целями, а не как прообраз гусениц исключительно для танка.

Реклама

Следующим этапом в истории изобретения стало создание мощного и компактного двигателя для средств передвижения на гусеницах. Известно, что в 1832 году была создана паровая машина на гусеницах, которая два года работала в болотистых местах Англии.

Реклама

Разумеется, иначе быть не могло, потому что паровые машины появились раньше двигателей внутреннего сгорания, и последние поначалу были совсем уж несовершенными. Собственно, без двигателя внутреннего сгорания не мог бы появиться и танк.

Лишь в 1874 году француз Буайен предложил нечто вроде танка, передвигающегося по подвижным перевёртывающимся рельсам.

Этот проект, конечно, был довольно фантастическим даже по нынешним меркам.

Дело в том, что Буайен планировал даже не танк, а целый броневой состав, передвигающийся по специальным катящимся подвижным рельсам. Экипаж этой махины по замыслу француза состоял из 200 человек и имел на борту 16 орудий!

Проект этот так и остался на бумаге. Во-первых, движитель в данном случае был не доработан; во-вторых, для такого чудовищного — в смысле размеров — агрегата попросту не было двигателя.

Реклама

Привычные для нас гусеницы появились лишь к 1904 году — на американских тракторах «Ломбард».

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ


Помимо движителя и двигателя, перед конструкторами стояла проблема оптимального бронирования самой машины.

  • Если бронирование предусмотреть слишком лёгким (тогда можно применить двигатель менее мощный), то такой танк будут пробивать буквально из луков.
    Реклама
  • Если же, напротив, бронирование сделать очень мощным, то такая машина получит огромный вес и не сможет нормально передвигаться по местности.

В общем, с бронёй тоже приходилось усиленно соображать.

Первые броневые стальные листы появились в 1875 году.

В 1877 году появилась броня из мягкой литой стали.

В 1892 году в Германии получили броню из легированной стали.

А в 1900 году, по мнению ряда военных историков, и появился первый танк.

Реклама

В это время, как известно, в Южной Африке разразилась англо-бурская война. Известно, что англичане использовали для доставки своих войск в глубь материка паровые повозки.

И вот, по предложению одного из военных чинов, эти повозки стали обшивать хромоникелевой сталью толщиной чуть более 6 мм. К этим повозкам цепляли паровой тягач и два орудия. Получался своеобразный длинный танк (или короткий бронепоезд), который довольно успешно действовал во время описываемой войны.

Известно, что вроде бы тонкие листы (на первый взгляд) на этих повозках не пробивались из ружей даже с расстояния в 10 метров!

В общем, изобретателям и конструкторам потребовалось почти 200 лет, чтобы в начале ХХ столетия наконец-то и был создан танк…

Реклама