Следует заметить, что бронепоезда готовились под пристальным вниманием генерал-полковника Федоренко. Тот являлся начальником Главного автобронетанкового управления Красной Армии и грамотно объяснил высшему руководству, в чём преимущество бронированных поездов в условиях начавшейся войны.
Известно, что с октября 1941 года по февраль 1942-го в сложных условиях военного времени в Горьком (Нижнем Новгороде) строили бронепоезд «Козьма Минин». Чертежи этого уникального сооружения были заблаговременно переданы в город Муром (Владимирская область), и там одновременно с «Мининым» собирали бронепоезд «Илья Муромец».
Федоренко, лично принимавший поезда, высоко отметил их качества. И это были не пустые слова.
Казалось бы, зачем тратить время на поезда, привязанные к железным дорогам и являющиеся хорошей мишенью для гитлеровских самолётов? Однако в Главном бронетанковом управлении думали по-другому и смогли создать отличные боевые единицы для фронта.
Новые бронепоезда получили броню от 30 мм до 45 мм, что надёжно защищало экипаж и десант от пуль и осколков. Броня, разумеется, была толще в самых ответственных местах.
Будка машиниста была бронированной, и она сообщалась с командирской рубкой с помощью бронированного перехода. Первые боевые столкновения показали, что паровоз (пускай и защищённый листами брони) следует устанавливать в середине состава. Так было надёжнее — снижалась вероятность выхода из строя «сердца» бронепоезда.
В целом состав представлял собой следующее: в середине — паровоз; затем (слева и справа) — закрытые платформы; после них (слева и справа) — открытые платформы; а затем (также слева и справа) — контрольные платформы.
Контрольные платформы, которые, получается, располагались в самом начале и в самом конце состава, несли на себе ремонтный материал и противопожарный инвентарь. То есть на этих контрольных платформах лежали рельсы, шпалы, молотки, накладки, болты, лопаты, костыли, а также ящики с песком. Таким образом решался вопрос с ремонтом неожиданно разрушенных подъездных путей.
Крытая платформа несла на себе по две литых башни Т-34−76 и по четыре пулемёта. Два пулемёта стояли с одного борта, и два — с другого. Кроме того, в бронированных бортах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.
Следует заметить, что описываемые бронепоезда построили более приземистыми. Оно и понятно — по такой цели сложнее попасть, чем по более высокой. Кроме того, бронированные борта «Минина» и «Муромца» изготовили наклонными, что также снижало вероятность повреждения в бою.
Из-за того, что авиация противника представляла собой грозную силу, на открытых платформах установили по две мощных зенитных полуавтоматических пушки. А так как к этому моменту на фронте успешно «дебютировала» наша легендарная «Катюша», то на бронепоездах смонтировали (на открытых платформах) реактивные установки.
Как видим, несмотря на кажущуюся уязвимость, бронепоезда Великой Отечественной войны
являлись серьёзным и грозным оружием. Пулемёты, орудия, реактивные установки, возможность доставлять на себе десант к месту боя — всё это сильно беспокоило немцев, и они объявили настоящую охоту на бронированные поезда.А уничтожить их представлялось делом довольно сложным. Мощная защита, возможность маневрировать, грамотный камуфляж (зимой — белый, летом — светло-зелёный или тёмно-зелёный) позволяли бронепоездам успешно действовать возле линии фронта и затем своевременно покидать опасные места.
Следует знать, что орудия «Минина» и «Ильи Муромца» могли вести круговой обстрел с дальностью поражения до 12 километров! То есть бронепоезду можно было и не находиться в непосредственной близости от передовой.
В общем, описываемые выше бронированные поезда Красной Армии с честью выполнили свои задачи в военное время.