Сказки К. Чуковского. Чем так страшен «Крокодил»?

Реклама
Грандмастер

В последнее время часто вижу полемики о вредном воздействии сказок Корнея Чуковского на детей. Одна мама утверждает, что никогда не прочтет своему ребенку книжек Чуковского, и далее расписываются ужасы «триллеров». Тут и бешеные волки, и шальные собаки, разорвавшие волков, и безногий зайчик, попавший под трамвай.

Практически всем нам знакомы с детства эти персонажи. Но признайтесь, многие ли из вас обращались к специалистам с психотравмами, полученными в детстве после чтения «Айболита»?

Каких только пороков не находят современные мамочки в сказках Корнея Ивановича: от тотального злодейства до совращения малолетних сценой брачного предложения Комара. Стало модным искать крамолу в детских произведениях. Чаще всего критикуют люди, которые о детской литературе, как, впрочем, и о литературе вообще, имеют весьма поверхностное представление.

Разумеется, сказки классика детской литературы содержат много страшных персонажей, но так ли это плохо?

Реклама

Корней Иванович Чуковский при рождении имел другое имя. Его звали Николай Корнейчуков, отчества у мальчика не было, он родился незаконнорожденным. Его мать была прачкой, а самого Чуковского исключили из гимназии в 16 лет по закону «о кухаркиных детях». Юноша перебивался случайными заработками, изучая английский язык по самоучителю. Позже он начнет писать статьи в газету «Одесские новости», так начнется его литературная карьера.

Удивительная биография талантливого человека. Первая сказка «Крокодил» была написана в 1915 году. Он ехал с больным сыном Колей и пытался успокоить мальчика. Ребенок, действительно, успокоился, сказка ему понравилась. «Крокодил» будет напечатан через два года в приложении к журналу «Нива». В 1924 году Чуковский напишет, что популярность сказок стала для него полной неожиданностью. Он любил и понимал детей, и именно дети просили писать пострашнее.

Реклама

Современные хулители вряд ли знают, что идут по стопам Надежды Крупской, ругавшей сказочника за излишнюю кровожадность, но главное, за «буржуазность» и «абсурдность». В 30-е годы после статьи Надежды Константиновны в «Правде» появился даже термин «чуковщина». И поэта вынудили отречься от его детских произведений, взяв с него слово написать «Страну Колхозию».

Реклама

Смерть любимой дочки, Мурочки, героини многих его произведений, он воспринял как плату за предательство музы.

«В голове у меня толпились чудесные сюжеты новых сказок, но эти изуверы убедили меня, что мои сказки никому не нужны — и я не написал ни одной строки», — вспоминал Чуковский.

«Страну Колхозию» он так и не напишет, а чуковщина просто убьет вдохновение.

Куда современным «критикам» со свойственной им поверхностностью — до Крупской? Надежду Константиновну возмущала «буржуазность»: «мамина спальня» в то время, когда рабочие ютились в коммуналках, пародия над большевизмом в «Крокодиле». Но именно Крупская выделит характеристику известных произведений, которая сводит на нет всю «кровожадность»

Реклама
сюжетов сказок. Абсурдность. Эпоха модерна требовала новых форм и в детской литературе. Именно абсурдность делает ужасы «понарошковыми», совсем не страшными, именно абсурдность заставляет воспринимать содержание со смехом.

Реклама

Детям необходимы страшные истории, страх — одна из важных эмоций, а подрастающий человек должен получить опыт борьбы со страхом. Народные сказки, стихи для детей содержат огромное количество сюжетов, на фоне которых современный хоррор кажется детским развлечением. В сюжетах многих колыбельных упоминается тема смерти, похорон. Что это, только ли оберег от злых чар?

Подавляющее большинство народных сказок содержит, как сейчас говорят, агрессивный контент: людоеды, съеденные дети, мертвые красавицы в гробах, смерть героев. В самых невинных — Колобок оказывается съеденным, а звери раздавленными в Теремке.

Почему же так притягательна страшная тема? Ощущение страха и его преодоление выступают в детском произведении в роли конфликта, без которого любое произведение не имеет смысла. Именно конфликт привлекает внимание, вызывает эмоции, определяющие степень воздействия на читателя.

Реклама

Чем же полезен такой «конфликт» детям? В отличие от большинства народных сказок, ужасы в произведениях Корнея Ивановича смешны своей нелепостью. В них всегда есть герой, который побеждает.

В «Крокодиле» впервые в этом качестве выступает самый обычный ребенок. Только представьте, что ощущает малыш, которому читают подобную сказку. Ему и страшно, и смешно, а значит, не так уж и страшно. А все в сказке испугались. И тут появляется «доблестный Вася Васильчиков», героическая личность, которой хочется подражать. И ребенок отождествляет себя с героем, ему тоже хочется не испытывать страха и спасать.

Реклама

Есть еще одна замечательная особенность сказок Чуковского — они написаны в ритме, который позволяет легко запомнить их. Схожий с мелодией колыбельных, он вводит в состояние транса. Вспомните первый опыт написания сказки для малышей: писатель ехал в поезде, и больной сын капризничал. Надо было успокоить сына, и он начал рифмовать, успокаивая, как мать успокаивает ребенка часто бессмысленными фразами. Именно этот ритм завораживает, оказывает почти гипнотическое воздействие.

Павел Крючков, экскурсовод дома-музея К. И. Чуковского, приводит слова священника Владимира Вигилянского о том, что:

«Федорино горе» — замечательная христианская сказка, в которой «детским» языком рассказано о чуде преображения души".

Священники, посетители дома-музея, с большой любовью говорят о сказках Чуковского: «В них есть добро».

Реклама