Исследователь славянской духовной культуры, собиратель и первый издатель народных сказок появился на свет в семье уездного стряпчего. Отец будущего пропагандиста народной сказки высоко ценил образование и смог привить это детям.
По окончании воронежской гимназии Александр поступил на юридический факультет Московского университета. Будучи студентом, печатался в литературных журналах, публикуя литературоведческие статьи.
В 1849 году Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Именно работа в архиве приоткрыла для будущего исследователя и собирателя фольклора завесу тайн, недоступных большинству книг. Александр Николаевич часто скупал редкие книги на рынке у Сухаревской башни, так возникла его личная уникальная коллекция старинных книг.
В годы работы в архиве он издает журнал «Библиографические заметки», создает множество публикаций.
Тогда он впервые сталкивается с цензурой, и часть трудов Афанасьев передает за границу. В Лондоне они публикуются в журнале Герцена «Полярная звезда». Именно сотрудничество с эмигрантами и стало причиной увольнения Афанасьева из архива.
Александр Николаевич серьезно занимался исследованиями этнографии, верованиями, мифологией народа. Идея создания сборника возникла еще в 1851 году, тогда же он обратился к редактору «Отечественных записок» Краевскому с просьбой выделить в журнале место для сказок.
Планировалось печатать по одной сказке с комментариями каждые 2−3 номера. Краевский согласился, но к этому времени Афанасьев уже был избран членом Русского географического общества, и в его распоряжение попали бесценные архивные записи, сборники русских народных сказок. Эти материалы передал ему совет географического общества. Так была заложена платформа издания первого сборника.
И он появился в 1855 году. До этого издания русская народная сказка была почти неизвестна массовому читателю, выпускались лишь лубочные издания и литературные переделки. Стоит отметить, что количество сказок, записанных лично Афанасьевым, очень мало, их он записывал лишь на родине, в Воронежской губернии. В сборник вошли сказки, собранные этнографами и хранящиеся в Русском географическом обществе, записи других любителей народного этноса. Большое количество сказок перешло к Афанасьеву от Даля. Афанасьев не собиратель, а именно издатель.
Выходили сказки Афанасьева несколькими сборниками. Всего в 8 выпусков вошло 600 текстов, на тот момент это самое большое издание сказок в мире. Именно тогда массовый читатель и узнал о Бабе Яге, Змее Горыныче, Кощее Бессмертном, Марье Моревне и других персонажах. Всего же собрание Афанасьева насчитывает около 2000 сказок.
Афанасьев не просто издавал сказки, но и классифицировал их: мифологические, сказки о животных, бытовые, былинные, рассказы о колдунах и мертвецах, волшебные сказки. Позже классификация подвергнется реформе, но основа, заложенная Афанасьевым, останется.
Афанасьев издавал и сказки для взрослых, но напечатать их в России было невозможно, и сборник «Русские народные сказки не для печати» выходит в Женеве.
Сборник «Сказания, легенды и притчи» тоже запрещен цензурой. Властям показалась опасной критика жадности, глупости, а также тексты о мифических существах и нечистой силе.
После «легенд» Афанасьев попадает под подозрение как неблагонадежный. У него устраивают обыск, и хоть и не находят запретной литературы, ему запрещают занимать государственные должности.
Александр Николаевич остался без постоянной работы, продал свою библиотеку, очень нуждался. В 1871 году он скончался от скоротечной чахотки.
Второе издание вышло уже после его кончины. Великий сказочник ушел, оставив нам мир волшебства народной поэзии, мир народных традиций и верований, чудесный мир русской сказки.