Миноносцы были построены в Петербурге на Невском заводе. В Порт-Артур их переправляли в разобранном виде по железной дороге. Такие суда имели небольшое водоизмещение. Вооружены они были четырьмя артиллерийскими орудиями и двумя торпедными аппаратами. Зато скорость миноносец развивал около 26 узлов. Для обслуживания судна было необходимо в среднем 50 человек экипажа.
Миноносцы чаще всего выполняли вспомогательные функции. Но это не умаляет их заслуги в войне. Существует немало интересных фактов об их участи в сражениях.
В бою миноносцы держались каждый своего крейсера или броненосца. Их задачей было спасти из воды моряков, если корабль начнет тонуть. Так в Цусимском сражении экипаж миноносца «Буйный» спас с тонущего броненосца «Ослябя» 203 человека.
Нельзя обойти вниманием и героическое сражение «Стерегущего» с превосходящими силами противника. Столкновение произошло вблизи Порт-Артура.
Русские миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались с разведки, когда встретились с японскими кораблями, которые открыли по ним огонь. «Решительный» смог прорваться в Порт-Артур, а «Стерегущий» принял неравный бой. В результате он был изувечен снарядами, из экипажа уцелело четыре человека, которые попали в плен. По легенде, двое моряков сумели открыть кингстоны и затопили «Стерегущий». Но следственная комиссия выяснила, что на миноносце не были предусмотрены механизмы затопления.
Японцы попытались буксировать изуродованный миноносец, но трос лопнул и судно, получившее пробоины ниже ватерлинии, пошло ко дну. Когда оставшиеся в живых моряки вернулись из плена в Россию, они были награждены Георгиевскими крестами.
Неоднозначно и отношение современников к действиям экипажа миноносца «Решительный». По воспоминаниям очевидцев, сослуживцы холодно, если не сказать враждебно, встретили моряков. По морально-этическим нормам командир судна поступил не по-товарищески, бросив «Стерегущий» на растерзание противнику. А как же русская поговорка «Сам погибай, а товарища выручай»? Но адмирал
Ознакомившись с Морским Уставом, я нашла статью, которую приведу дословно:
«если корабль находится в опасности, командиры ближайших кораблей обязаны оказать ему всевозможную помощь без ущерба, однако, успеху боя».
Тогда, по моему мнению, в данном случае действиям командира «Решительного» нельзя дать однозначную оценку.
Во время Русско-японской войны были и поистине невероятные стечения трагических обстоятельств. Так миноносец «Страшный» погиб по недоразумению.
Во время разведывательной операции близ Порт-Артура миноносец отстал от отряда. Почти всю ночь в непогоду он блуждал в поисках своих кораблей. К утру экипаж миноносца обнаружил огни, направился за ними и открыл свои позывные. Каков же был, вероятно, душевный удар для командира «Страшного», когда оказалось, что он движется за японскими судами. Но было уже поздно.
«Страшный» принял бой, который продлился полтора часа. Экипаж сражался на пределе человеческих возможностей. Чтобы добить русский миноносец, японцы приблизились к нему и стали расстреливать в упор, после чего изувеченный остов корабля ушел под воду. В живых осталось пятеро моряков, которые попали в плен.
Вновь и вновь перечитывая повествования о тех страшных событиях, понимаешь, что в любом бою важен каждый участник, каждая единица вооружения. Даже на небольших судах есть место подвигу. Исход сражения зависит не только от мощи вооружения и соотношения сил противника, но и от душевного состояния и боевого настроя команды. Это уже не раз подтверждалось на деле подвигами русских моряков!