Вопрос о том, соединяется ли Азия с Америкой, волновал и великого Петра Первого. Поэтому совсем незадолго до его смерти, а точнее — в декабре 1725 года, была высочайшим указом образована Первая (именно с большой буквы) камчатская экспедиция. Она должна была уточнить границы Российской империи, а заодно и разобраться с проливом, разделяющим Азию и Америку.
В указанную экспедицию определили опытных моряков во главе с датчанином Витусом Берингом. Простых матросов в исследовательской экспедиции было 60 человек.
Начальником экспедиции Беринг стал не случайно. Хотя он и родился не в России, и не в ней получил морское образование, но с 1703 года и до самой смерти (то есть большую часть своей жизни) Беринг служил в России и для России.
Известно, что в возрасте 24 лет Беринг был приглашён Петром Первым в Балтийский флот, в качестве подпоручика. Быстро проявив себя, молодой датчанин в итоге участвовал во многих морских походах и сражениях, заслужив к 1725 году звание капитана I ранга. К этому моменту, кстати, Беринг командовал самым большим кораблём на флоте — девяностопушечным судном «Лесное».
Кроме Беринга, в состав экспедиции включили толковых офицеров — лейтенантов Чирикова и Шпанберга. Последние, кстати, уже обучались в России.
В общем, 5 февраля 1725 года описываемая экспедиция на лошадях и подводах выдвинулась из Петербурга в сторону Сибири. Через полтора месяца экспедиция добралась до Тобольска. Путь был сложный, и группа осталась зимовать в Илимске, оставив позади себя Енисейск. Преодолевать огромные расстояния родной страны приходилось на лошадях, на компактных судах, а иногда и пешком.
Весной 1726 года экспедиция добралась до Усть-Кута, а в июне на небольших кораблях доплыла и до Якутска. Из Якутска (тогда маленького поселения) первый экспедиционный отряд под командованием Беринга двинулся в сторону Охотска.
Очевидцы затем вспоминали, что при этом переходе до Охотска пали 267(!) лошадей. Но это ещё не всё. В отряде офицера Шпанберга имелось 100 нарт. Так вот, до Охотска добралось лишь 40 из них. То есть меньше половины!
Что характерно, отряды экспедиции полностью собрались в одно целое к январю 1727 года. То есть до места отплытия непосредственно в морскую экспедицию они добирались почти два (!) года.
Тем не менее первый (промежуточный) этап экспедиции завершился. Теперь участники важного мероприятия смогли немного отдохнуть. После этого они двинулись на собаках до Нижнекамчатска. Здесь имелись условия для проживания и строительства морских судов.
Известно, что в Нижнекамчатске экспедиция Беринга построила корабль «Святой Гавриил», на котором 13 июля 1728 года началась морская часть камчатской экспедиции.
В ходе этого плавания были открыты губа Святого Креста, остров Святого Лаврентия, остров Диомида. Двигаясь на север, «Святой Гавриил» доплыл до середины пролива, ныне носящего имя Беринга.
И тут начальник экспедиции после обсуждения с офицерами плана дальнейших действий допустил оплошность. Он согласился со Шпанбергом, что следует ещё 3 дня двигаться на север, а затем повернуть обратно.
Разумеется, после этого плывя на север, Беринг оставил пролив между Азией и Америкой позади себя. Поэтому он решил, что пролива никакого нет, о чём и составил первое донесение.
1 сентября 1728 года корабль «Святой Гавриил» вернулся в Нижнекамчатск на зимовку. Она была продолжительной, и лишь в июне 1729 года Беринг смог вновь продолжить географические изыскания.
В этот раз русские моряки планировали добраться до Америки, но жестокие шторма помешали сделать это.
В итоге 23 июля 1729 года «Святой Гавриил» вернулся в Охотск. Беринг, собрав самое необходимое для своего доклада, выдвинулся в столицу.
В Петербурге соратник Петра Первого появился лишь 1 марта 1730 года. И хотя Первая камчатская экспедиция не открыла пролив между континентами, она имела большое значение для Российского государства и науки. Хотя бы потому, что по результатам этого смелого мероприятия было принято решение отправить Вторую камчатскую экспедицию. Которая оказалась во многом даже успешнее первой.