Кому «подпортил жизнь» Микеланджело Буонаротти?

Реклама
Грандмастер

Честно говоря, эту статью планировалось посвятить самому Микеланджело Буонаротти — не как художнику и скульптору, но как человеку сложной и трагической судьбы. Как вдруг рядом с его колоссальной фигурой обнаружились другие мастера, чьи судьбы неразрывно переплелись с судьбой Микеланджело. И которые, увы, оказались «закрытыми» их великим современником и не очень-то известными, а иногда известными не с лучшей стороны.

Вряд ли кого-то удивит, что в круг общения великого мастера входили другие живописцы, скульпторы и архитекторы. Рангом пониже, если сравнивать с Микеланджело, рядом с которым все «пониже»…

Двое, о которых пойдет речь — не просто встречались с Микеланджело. Объединяет их то, что репутация обоих оказалась в результате изрядно подпорченной.

Реклама

Первый из них — Пьетро Торриджано, соученик Микеланджело по флорентийской школе ваятелей, известный прежде всего тем, что однажды в ссоре сломал Микеланджело нос — да так, что следы этого остались на всю жизнь.

Реклама

Насколько страдал от этого сам Микеланджело, мы не знаем. А вот жизнь Торриджано с этого момента сделала крутой поворот, когда, спасаясь от гнева «спонсора» школы, фактического правителя Флоренции Лоренцо Медичи, Торриджано спешно бежал из города. (На всякий случай вспомним, что Флоренция XIV—XVI вв.еков — «колыбель Ренессанса», давшая миру и новое видение искусства, и множество мастеров.)

Эту историю рассказывают по меньшей мере два младших современника: историк искусств и биограф Микеланджело Джорджо Вазари и скульптор Бенвенуто Челлини. По Вазари (очевидно, со слов Микеланджело или его друзей), Торриджано ударил товарища из зависти к его таланту. У Челлини, слышавшего эту историю от Торриджано, инициатором ссоры оказывается сам Микеланджело, насмехавшийся над работами товарищей.

Реклама

Впрочем, учитывая скверный характер Микеланджело, информация Челлини может оказаться ближе к реальности…

Реклама

Мастеров в тогдашней Флоренции действительно много. Скольких из них мы помним? И Торриджано мог остаться одним из «широко известных в узких кругах». Судьба распорядилась иначе, хотя вряд ли, начиная обычную юношескую драку, Торриджано намеревался войти в историю столь неординарным образом.

Его же личная история лишь началась. На дворе начало 1490-х, Торриджано около 20 лет и он вполне готов к самостоятельной работе.

Первым делом, он едет на заработки. Куда едет работать современный россиянин? В столицу. В Италии для этого был Рим — столица не страны, но католического мира. Который активно отстраивали сменяющие друг друга Папы Римские.

Реклама

И Торриджано начинает карьеру участием в отделке т.н. башни Борджиа. Об этом периоде его жизни известно немногое. Кому интересен один из молодых мастеров, а скорее — подмастерий? Их тут пруд пруди!

Но видимо, начало было успешным, если скульптор работает для Борджиа и далее. Весьма возможно, в «бригаде отделочников»… Цеха, мастерские, школы, где ученики поднимаются до подмастерий и далее до мастеров — реалии того времени.

Художники здесь — не исключение. Мастер разрабатывает проект, собственноручно делает основное и руководит ходом работ. Второстепенные работы выполняют помощники. Яркий пример — мастерская Андреа Верокьо, где в свое время работали Перуджино, Боттичелли, да Винчи… Без или почти без помощников работает разве что Микеланджело — ну да он гений, ему можно…

Реклама

А Торриджано вскоре снова меняет уклад жизни, нанимаясь на военную службу. По словам того же Вазари, успешно проявив себя в нескольких войнах.

Поиски ли это себя, или охота за заработком? Или Торриджано попросту не блистал особыми художественными талантами и его услуги перестали пользоваться спросом? Посмотрим!

Хороший солдат, военной карьеры он также не сделал. И спустя несколько лет… вернулся к занятиям скульптурой, выполняя ряд заказов для флорентийских купцов.

Медичи уже не правят Флоренцией, а Лоренцо больше десяти лет нет в живых, и скульптор возвращается домой. Где, по словам Вазари, осталось немало его работ.

Выходит, не так плох был Торриджано-скульптор, если и в этом «городе мастеров» заказы для него находились?

Реклама

Впрочем, и там он задержался ненадолго: около 1509 года Торриджано приезжает работать во Фландрию (работая для правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской), а затем — со все теми же флорентийскими купцами — в Англию. Где внезапно приходится ко двору. В прямом смысле: к королевскому двору.

Вот и ещё один поворот судьбы! И на этот раз удачный. Похоже, ни во Фландрии, ни тем более в Англии нет скульпторов сопоставимого уровня. Возможно, попросту нет «школы», традиции. Так что средний флорентийский мастер не встречает конкурентов.

А может, и не такой средний? В открытую Лоренцо Медичи школу ваяния всех подряд не брали… Увы, Торриджано не только пришлось круто изменить судьбу после драки с Микеланджело. Или больше того: не повезло жить в одно время и в одном городе с Величайшим мастером. Тут любой кажется середнячком…

Реклама

За пределами же Италии все иначе. К тому же, 40-летний Торриджано — уже сложившийся мастер, носитель мощной традиции. В Англии он работает около 10 лет и, по словам Вазари, «не будь он по гордости человеком несдержанным и неосторожным, он спокойно дожил бы до наилучшего конца».

Известно, что Торриджано ненадолго оказывается во Флоренции, где встречается с Бенвенуто Челлини, которому предлагает поехать в Англию. Предложение, которое Челлини, рьяный поклонник Микеланджело, отвергает.

А неуемный пассионарий Торриджано вскоре оказывается в Испании. Похоже, и сюда итальянские мастера еще не добрались, и перед флорентийским скульптором открывается новое «поле деятельности». И снова успех, и здесь

Реклама
«много его работ, высоко ценившихся, рассеяно по разным местам».

К сожалению, здесь же Торриджано сталкивается и с обманом. Недополучив плату за один из заказов, скульптор портит уже выполненную статую. Увы, статую Девы Марии, что дало повод для обвинения в… ереси и вынесения смертного приговора. Который не успели привести в исполнение, поскольку отказавшийся от пищи скульптор попросту уморил себя голодом.

При всем трагизме — и здесь Торриджано поступил по-своему! Сама же его судьба, непредсказуемая и яркая, вполне соответствует эпохе. А о таланте этого непростого человека мы все еще можем судить по его работам…

Судьба второго мастера складывалась куда менее бурно и более удачно. Ему посчастливилось и признание получить в Риме, и стать учеником, протеже и преемником Микеланджело.

Реклама

Так что работы этого талантливого мастера до сих пор украшают Рим. И во многом благодаря ему же мы точно знаем, как выглядел Микеланджело.

Казалось бы, жизнь удалась! Жизнь — да. А вот память…

Имя этого мастера — Даниэле да Вольтерра, но в историю живописи он вошел под другим именем и по совершенно особой причине. Именно этот человек взялся «доработать» последнюю фреску Микеланджело — «Страшный Суд», украшающую алтарную стену Сикстинской капеллы.

Реклама

Нет, его учитель успел завершить работу. И еще четверть века работал в Риме. И даже, кажется, застал начало работ по «дописи»… «исправлению»… в общем, по частичной переделке своей фрески. А именно: да Вольтерра сбил две наиболее «неприличных» фигуры и задрапировал наготу большинства остальных.

В Ватикане «всего-навсего» сменился Папа. Фреска же и до того подвергалась критике за наготу персонажей, вроде бы неуместную в храме, тем более в ватиканском.

Реклама

Правда, требовало окружение Пап, сами же хозяева Ватикана придерживались твердого мнения: великое произведение останется как есть! Пока ватиканский престол не занял Павел IV, распорядившийся «одеть» персонажей «Последнего Суда».

Сам Микеланджело от поручения отказался, предложив Папе вначале «привести мир в пристойный вид». А Вольтерра согласился, записав наготу большинства персонажей одеждами и драпировками. За эту неблагодарность он и удостоился прозвища, под которым остался в истории искусства: Braghettone — «штанописец», «подштанник», «исподнишник».

Вот только было ли это неблагодарностью?

Предлагались различные варианты «исправления» алтарной стены: от полной записи поверх имеющегося до «сбить и расписать заново». Да, Вольтерра сделал основное, задекорировав росписи учителя поверху. Так, что следующим «декораторам» оставалось лишь «доделать» его работу. Вольтерра, похоже, попросту спас бесценную фреску от уничтожения. Да и начал он работу еще при жизни учителя и покровителя, так что тот, скорее всего, был в курсе. И даже — как знать — не давал ли рекомендаций, как до того помогал ученику эскизами для его работ?

Реклама

Характерно, что отношения между мастерами не испортились. Что, учитывая сложный характер Микеланджело, говорит о многом.

Вскоре после начала «исправления» Микеланджело покидает этот мир. Известно, что в последние часы рядом с ним были пятеро: двое врачей, слуга, давний и самый близкий друг Томмазо Кавальери и… Даниэле да Вольтерра, так и оставшийся в истории Braghettone-«штанописцем»…

Реклама