Свое название картины получили по месту крупного обнаружения в Фаюмском оазисе. В 1887 году британская экспедиция во главе с известным археологом, египтологом, позже профессором Лондонского университета, Флиндерсом Питри обнаружила необычные захоронения. Вместо погребальных масок на лице мумий были прекрасно сохранившиеся портреты усопших. Позднее их находили и в других регионах Египта: Мемфисе, Антинополе, Ахмиме, Фивах.
Именно открытие экспедиции Питри заставило мир заговорить об уникальном виде искусства, хотя впервые они были описаны еще в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле, который привез в Европу два таких портрета из Египта.
В начале XIX века в Европу попадают штучные экземпляры. В 1820—1822 годах по заказу прусского правительства барон Генрих Минутоли приобрел несколько портретов во время египетской экспедиции, но, к сожалению, они исчезли во время кораблекрушения.
В 1828—1829 годах из экспедиции Жан-Франсуа Шампольона во Флоренцию доставили погребальный портрет неизвестного происхождения.
В 1900 году в Керчи нашли саркофаг, внутри которого обнаружили ряд расписных сцен. Одна из них «Художник в мастерской» изображает процесс создания картины в технике энкаустики. Художник, сидящий у подрамника рядом с палитрой красок, греет на переносной жаровне какой-то инструмент.
До настоящего времени найдено 900 таких портретов. Все они находятся в лучших музеях мира. Время их создания
Портреты писались расплавленными восковыми красками по дереву, реже по холсту, который потом закреплялся на доске. Технику называют энкаустика, от греческого — «выжигаю». Ее отличает пастозность, объемистость мазка. Направление мазка повторяет форму лица. Скулы, нос, подбородок прописывались густыми красками, контуры лица, волосы наносились жидкими.
Позже прием повышенной пастозности станут использовать Рембрандт, Ван Гог, понимая, что густая фактура добавляет не только объем, но и жизнь, эмоции.
Живым, объемным лицо на портретах делала и подчеркнутая асимметричность.
Но главный секрет Фаюмских портретов вовсе не в технике. Они завораживают глубоким взглядом. Это не «фотография», не украшение интерьера, рассчитанное на живых зрителей, это открытый взор в загробный мир. Лишенные страха, земных страстей лица удивляют мудрым спокойствием. Кажется, что художники рисуют не образ человека, а стремятся изобразить его душу, своеобразный пропуск в иной мир.
На всех портретах изображены лица с огромными глазами. Согласно верованиям древних, душа Ка возвращается в тело через глаза. Портреты писались, чтобы Ка узнала хозяина и не перепутала тело.
Удивляет и молодость людей, позировавших для портретов. Редко встречаются люди старше сорока. Разумеется, в те времена люди жили меньше и 20 лет считались весьма солидным возрастом. Но спокойствие, с которым позировали для посмертного портрета, убеждает в принятии смерти, в глубокой вере в загробный мир.
В конце IV века Египет стал византийским, а значит, первые иконописцы видели Фаюмские портреты. В иконопись перейдет композиционное построение картины: голова развернута на три четверти, взгляд либо прямой, либо немного сверху, асимметричность. Источник света — сверху-слева от зрителя, фон — светлый, часто золотой. Огромные глаза, высокий лоб, небольшой рот — все это перейдет и в иконы.
Но византийские мастера унаследовали не только технику, они смогли уловить главное — взгляд в вечность, взгляд души. Лица с Фаюмских портретов выше земных игр в страсти, в социальную статусность. Они — над бренным.