В реальной же жизни, а не в выдуманной, пощечина сначала была явлением очень редким. В высшем обществе более эффективным являлся вызов на дуэль. Но постепенно (под влиянием романов писателей и пьес драматургов) пощечина стала важным элементом вызова на дуэль. При этом появился и своего рода не писанный моральный кодекс. Он гласил, что дающий пощечину должен был быть:
- равного социального положения;
- примерно равного возраста с небольшой разницей;
- обязательно приблизительно равной физической силы.
Если последние два момента не соблюдались, то вызов на дуэль можно было сделать письменно или демонстративным бросанием перчатки при свидетелях.
Вызванный на дуэль мог отказаться от нее, но лишь в случае уважительной для отказа причины. Скажем, своей болезни или из-за отсутствия логики в действиях вызвавшего. В некоторых случаях ответом на пощечину становилась тоже пощечина, после чего стороны мирились и конфликт считался исчерпанным. Однако ответивший на пощечину своей пощечиной становился в обществе посмешищем с меткой труса.
Условиями дуэли допускалось, чтобы вид оружия выбирал тот, кого вызвали. В качестве оружия могли быть не только дуэльные пистолеты, сабли, шпаги, но и любые другие предметы. (Например, два стакана с неизвестными напитками, один из которых отравлен.) Но при всем этом нельзя было проигнорировать пощечину из-за резонанса в обществе (слухи и сплетни).
Таким образом, пощечина стала особой привилегией «сливок» общества. В простом народе слово «пощечина» даже не звучало никогда. Вместо него употреблялось другое слово — «оплеуха». Но она не была вызовом для «разборок», а служила в основном как средство воспитания для тех, кто в чем-либо провинился. С помощью оплеухи и подзатыльника решались многие вопросы.
По мере того как дуэли становились под запретом в обществе, менялось и отношение к пощечине. Процесс особенно яркое выражение принял в Европе. Из классического вызова на дуэль пощечина превратилась в средство публичного унижения — личным оскорблением физическим действием (иногда со словами, но чаще — без комментариев).
Актуальность пощечины стала падать. «Награжденный» пощечиной мог подать иск в суд и потребовать компенсацию за причиненный моральный вред. Проще говоря, никакого запрета на пощечины не существовало, но с точки зрения психологии она стала весьма сомнительным средством при выяснении отношений.
В XIX веке о пощечине, казалось, окончательно забыли. Что произошло потом?
В XX веке «разборки» с хлопаньем ладонями по лицу снова стали популярными. В основном по той причине, что «демократизация» приобрела во многих странах чисто бюрократический характер в пользу власть имущих. Действует и сейчас двойная мораль, когда суды принимают решения не с точки зрения Закона (который якобы для всех одинаков), а с учетом социального положения пострадавшего. Это очевидно и доказательств не требует.
В итоге пощечина судами теперь чаще всего относится к мелкому хулиганскому действию и наказывается обычно штрафом. Денежную компенсацию за моральный вред обиженный получит лишь в том случае, если будут свидетели, в число которых (вспомним Остапа Бендера
) записываться граждане не желают.Получилось, что пощечина снова стала актуальной. «Достучаться» иском к справедливости — значительная трата сил и нервов, не говоря уж о финансовых потерях. Проще дать прилюдно пощечину обидчику (а можно и где-либо в укромном месте без них) и превратить ситуацию в элементарную драку. В такие банальные происшествия суды (заваленные более важными делами) почти не вникают и автоматически предлагают сторонам помириться.
Отсюда такое обилие нынче всякого рода «наездов» одних граждан на других с пощечинами, переходящими в драку. И кого в этом винить?