Правда, следует учесть, что такие взлеты в карьере совершались только у участников боевых действий, у тех, кто показал себя хорошим бойцом. Вдобавок к этому — ВВС РККА в это время росли просто семимильными шагами. Эскадрильи превращались в авиаотряды, а те — в полки и дивизии. Развитие ВВС было очень быстрым. Естественно, что при этом росли в чинах и званиях и рядовые
Сам я ранее был уверен, что все те, кто резко вырос в 30-е, взлетев из старлеев и майоров сходу в полковники или генералы, в основном не прошли проверки боями большой войны — Великой Отечественной. Ведь примеры такого на слуху — Смушкевич, Рычагов, Копец…
Смушкевич и Рычагов, обласканные Сталиным за бои в Испании, Китае, на Халхин-Голе, были арестованы перед началом войны, а в октябре 1941 года расстреляны без суда. Вскоре после начала войны, когда стал очевиден разгром ВВС РККА на всех фронтах, были арестованы и другие генералы из высшего руководства ВВС, совсем недавно бывшие майорами и капитанами —
Последние двое были руководителями ВВС РККА, их арест был предопределен тотальным разгромом военной авиации РККА при встрече с сильным противником. Замечательные грациозные бипланы не могли догнать бомбардировщики противника, если те от них улетали. Если же те бомбили наши войска, а бипланы должны были защитить от бомб врага, то оказалось, что пулеметы винтовочного калибра не производят впечатление на бомбардировщики немцев. Не то наши «соколы» просто не попадали в них, не то противопульная броня защищала их достаточно хорошо.
Боевые самолеты, скученные по приказу командования округа на нескольких крупных аэродромах у границы, подверглись уничтожающей бомбежке в первые же минуты войны — и по большей части не взлетели вообще. А взлетевших сбивали «эксперты» люфтваффе — и на взлете и при возвращении с задания, и на пути к цели: внезапно, от Солнца, невидимые для наших, упали, ударили, сбили — и снова ушли наверх, чтобы упасть еще и еще раз.
Командующий ВВС Западного Особого военного округа генерал Иван Копец, бывший отличным летчиком-истребителем, но никудышним генералом, узнав, какие потери в первый день войны на земле и в воздухе понесла подчиненная ему авиация, застрелился в своем кабинете.
Павел Васильевич Рычагов отличился в Испании. Под именем Пабло Паланкар он сбил 6 самолетов врага сам и 14 сбитых записал на группу. Был ранен, несколько раз его сбивали и он прыгал с парашютом. В 1936 году стал Героем Советского Союза. Получил звание майора и новое назначение — полетел советником в Китай. В Китае он не только летал, но и был старшим советником, фактически командовал нашей авиацией под псевдонимом «генерал Баталин».
Звания росли как на дрожжах. В 1938 г. майор стал комбригом, потом комдивом и комкором. В 1940 году в 29 лет получил звание генерал-лейтенанта. За Хасан — «Красное Знамя», ордена — за советско-финскую войну: два ордена Ленина, три «Красного Знамени».
Начальник Главного управления ВВС РККА, заместитель наркома обороны по авиации. Он был обязан обеспечить боевую учебу пилотов. Особенно потому, что проверку боями прошла малая часть летчиков-истребителей, большинство их было выпускниками школ пилотов, умевших только взлететь, немного полетать в хорошую погоду по кругу над аэродромом, а потом — худо-бедно сесть. Хорошо бы — без аварии при посадке.
В бою они были не истребителями, а мишенями для истребителей врага. Однако руководство ВВС РККА позорно испугалось очевидного роста аварийности ВВС. Пилоты имели минимальный налет в условиях отличной видимости. Погоня за отличными рапортами о росте уровня квалификации пилотов заменила этот рост. Квалификация пилотов была очень низкой.
В Западном Военном округе было более 200 новейших истребителей МИГ-3. Однако пилотов, умевших на этом истребителе хотя бы взлететь и сесть, было ничтожно мало. Большая часть новых машин просто сгорела при бомбежках и штурмовках с воздуха, прочие достались немцам неповрежденными. Взлетели и погибли в бою с врагом единицы МИГов.
Так что можно уверенно сказать, что наказаний без вины не бывает, хоть наказание и было несоразмерным. Просто разжаловать и отправить воевать. Как рядовой летчик или комэск, ас-истребитель Павел Рычагов мог очень многое. А расстрелянный «враг народа» Рычагов не принес стране никакой пользы.
Руководство ВВС Рычаговым и Смушкевичем было одной из причин разгрома РККА летом 1941 года. Жаль, что их расстреляли, не решившись разжаловать и отправить в бой.
Но, кроме них, в 30-е годы много хороших летчиков из лейтенантов и старлеев перепрыгнули разом через несколько званий — по результатам выполнения боевых заданий, по сбитым самолетам врага.
Сходу я нашел несколько имен, но их ведь было намного больше.
По результатам военных действий в Испании, в Китае, на Халхин-Голе Григорий Кравченко, Павел Коробков, Тимофей Хрюкин, Фёдор Полынин, Георгий Захаров, Алексей Благовещенский получили высокие звания. Чтобы им соответствовать, много учились. И стали к началу войны хорошими командирами авиационных дивизий. Всю войну они не только командовали, но и сами совершали боевые вылеты, участвовали в боях, сбивали врага.
Григорий Кравченко воевал в Китае, на Халхин-Голе и с белофиннами. Героя получил за Китай, а второго за Халхин-Гол. Резко вырос в званиях, командовал авиадивизией, авиакорпусом. Командуя, не прекращал делать боевые вылеты. В феврале 1943 года был сбит и погиб.
Георгий Захаров воевал в Испании и Китае, был награжден несколькими орденами. По возвращении из Китая Нарком РККА сходу сделал его полковником из старших лейтенантов. В Великую Отечественную командовал 303-й истребительной авиадивизией (в ее состав входила эскадрилья «Нормандия», ставшая впоследствии полком «Нормандия-Неман»).
Точно так же стартовали из лейтенантов в майоры-комбриги-комдивы Павел Коробков, Тимофей Хрюкин, Алексей Благовещенский, Федор Полынин. Очевидно, они просто оставались в зоне своей компетентности. Тот же Захаров в боях в Китае руководил крупными группами истребителей. Став полковником, он должен был заниматься работой, которую уже научился делать. То же самое произошло и со многими остальными.
Те, кто из резко взлетевших не стал почивать на лаврах, а начал лихорадочно учиться, чтобы соответствовать новым званиям и должностям, справились, став хорошими комдивами. А вот те, кто зазнались и начали почивать на лаврах, сначала развалили порученную им работу, а потом были арестованы и расстреляны.
Ужасно жаль, что Павел Рычагов выскочил из своей зоны компетентности. Ужасно жаль, что его расстреляли. Намного лучше для СССР было бы, чтобы его не повышали так быстро и так сильно. Как командир эскадрильи или даже полка, он, наверное, был бы отличным командиром.
А еще очень жаль, что мы так мало знаем о том времени.