Вот, например, возьмем Наполеона. Когда
И всей этой армаде противостояли русские войска общей численностью примерно 227 000 человек.
- Направление на север прикрывала Первая армия под командованием Барклая-де-Толли, 120.000 человек.
- В центре стояла Вторая армия под командованием князя Багратиона — 49.000 человек.
- Направление на юг прикрывала Третья армия под командованием Тормасова — 58.000 человек.
Изначально нападение шло по всем трем направлениям, но на северном и южном быстро наступило равновесие, французские войска где-то были разбиты, где-то потеснили русские войска — и остановились.
Мощное наступление армии Наполеона шло именно на центральном направлении — на Москву. Наполеон полагал, что взяв Москву, он поразит Россию в самое сердце.
Первое сражение Отечественной войны 1812 года принял 2 августа корпус Неверовского. Он прикрывал направление на Смоленск, куда стремились обе российские армии, дабы объединиться. Наполеон направил кавалерийский корпус Мюрата на Смоленск, дабы занять его прежде русской армии, отрезать русских от Москвы и вынудить принять генеральное сражение на его условиях. Следом за кавалерией Мюрата шел корпус Нея. Кавалерия пыталась разбить оборону Неверовского.
Неверовский построил свою пехоту в каре, пробить которые Мюрату не удалось, сколько он ни пытался. Русским армиям удалось раньше французов войти в Смоленск и объединиться. Но победил, разумеется, Наполеон — русские же отступили.
Общее командование перешло к Барклаю-де-Толли. Поскольку даже объединенные российские армии численно уступали передовым силам армии Наполеона, Барклай принял решение отступать далее на Москву.
Так что и в Смоленском сражении — победа Наполеона.
26 августа 1812 года произошло Бородинское сражение. В информационном выпуске для опубликования в Париже Наполеон провозгласил свою победу в этом историческом сражении и что на одного убитого француза на поле боя лежали 5−6 убитых русских. На самом деле численные потери сторон почти равны, но для агиток это неважно.
Опять-таки, поле боя — место сражения под Бородином осталось за Наполеоном, значит, и победа его. Тот печальный факт, что в битве французы потеряли около 2/3 кавалерии и половину пушек, историками активно не освещается.
Если считать по тем временам, когда огонь артиллерии давал ¾ вражеских потерь на поле боя, так армия Наполеона сильно потеряла в огневой мощи. А кавалерия тогда была единственной маневренной силой. Примерно как танки сегодня. Почти лишившаяся кавалерии армия Наполеона оказалась лишена маневренности.
Ну, а дальше… Сначала Наполеон занял Москву, потом ее оставил и решил вернуться в Европу. Так что далее проследовали еще несколько побед Наполеона, последняя из которых была на Березине. Смысл победы французов в том бою — что они не все там погибли, Наполеон и его гвардия сумели убежать, бросив всех остальных на произвол судьбы. Кто-то из брошенных в России погиб, кто-то сдался в плен.
Всего через Березину смогли переправиться около 9000 солдат армии Наполеона. А входило их в Россию, напомню, около 650.000.
На примере победной кампании армии Наполеона в России очень хорошо наблюдать попытки иностранных историков показать победы иностранного оружия в России. Хотя все эти кампании в общем итоге оказались провальными и разгромными для нападавших.
Особенно хорошо в книге «Итоги Второй мировой войны» сделал исторический обзор побед над Россией генерал Гейнц Гудериан в статье «Опыт войны с Россией». Описал все «почти разгромы России», начиная с Карла XII.
Непонятно одно. Коль скоро все «завоеватели России» до него и он сам почти победили Россию, но им всем что-то такое помешало, не стоит ли всем желающим в очередной раз разгромить Россию просто подумать: зачем им эта страшная страна с ее отвратительным климатом и воздухом, смертельными для всех завоевателей? Может, лучше — ну ее, связываться еще с ней, а потом хлопот не оберешься…