Общее у всех панк-жанров — протестные настроения на фоне бурного развития определенных технологий. При этом рассматриваются разные исторические периоды с разной ведущей технологией. Это отражается в названиях направлений.
Ключевая особенность в том, что поджанры строятся на сочетании научной фантастики и альтернативной истории. То есть за точку отсчета берется определенный реальный период и иногда даже страна, а затем делается значительное историческое допущение о дальнейшем развитии технологического уклада. При этом технологии доводятся до совершенства.
Стимпанк: мир «победивших паровозов»
Пожалуй, наиболее известная производная киберпанка. Иногда его называют также «технологическим фэнтези», подчеркивая «сказочный» характер произведений.
Стимпанк (от английского «steam» — пар) — мир образца XIX — начала XX веков, обычно викторианская Англия, с технологией паровых машин. Поэтому паровозы, пароходы и любые паровые машины вообще — здесь главные «герои». Ну и, соответственно, инженеры и операторы такой техники тоже в фокусе событий.
«Лига выдающихся джентльменов» — фильм 2003 года, снятый по комиксам, будет здесь хорошим примером. Или фильм и сериал «Дикий, дикий Вест», который можно отнести уже к разновидности стимпанка —
В стиле стимпанк написан роман «Машина различий» (1990) Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, основоположников киберпанка. На самом деле, данное произведение еще более сложное в смысле определения жанра.
По сюжету там описываются компьютеры образца XIX века, то есть работающие на паровой технологии и механике. При этом рассматриваемые проблемы мало чем отличаются от наших ближайших, то есть эпохи киберпанка.
В реальной жизни интерес к паровой технике не ослабевает у коллекционеров и просто увлеченных людей. Например, в виде стимпанковских фестивалей, выставок паровозов.
Дизельпанк: «автомобильная цивилизация»
Следующим идет мир образца 1920−1950-х годов, с технологией дизельного двигателя в качестве главного источника энергии. Соответственно, автомобили здесь являются важным объектом. Кроме того, присутствует антураж архитектуры ар-деко и фильмов нуар.
Фильм «Небесный капитан и мир будущего» (2004) или более «древний» «Метрополис» (1927) будут здесь подходящими примерами экранизаций.
Интерес к автомобильной технике, в том числе старой (телевизионные передачи, журналы, сайты, клубы, фестивали) — вот, пожалуй, «реальный дизельпанк». Где тут протест? Видимо, в нежелании смириться, что наступила информационная экономика, а двигатель внутреннего сгорания — пережиток позапрошлой эпохи.
Реклама
Писатели-фантасты не ограничились стимпанком и дизельпанком. Они придумали самые причудливые миры для разных эпох и технологий. Некоторые из них пошли еще дальше и «скрестили» киберпанк с другими жанрами, например, с фэнтези.
Нам предстоит серьезное «путешествие во времени». Назад в прошлое, к другим эпохам и технологиям.
Атомпанк: наша предыдущая эпоха
Это мир в стиле 1945—1990 годов, в фокусе супердержавы, атомная технология в качестве ведущей. Все ключевые события тех лет здесь нашли свое отражение, в том числе освоение космоса. В атомпанке присутствует ностальгия по времени сверхдержав.
Также выделяют так называемый «советпанк», стилистика СССР 60−70-х годов. Чаще всего главные герои здесь — ученые.
А теперь мы сделаем большой скачок во времени. Пропускаем время с 1700 по 1945 годы — период появления паровых машин и позже дизельных двигателей.
Клокпанк (от английского «clock» — часы): мир образца 1400—1700 годов, Европа эпохи Возрождения, с технологиями механики. В центре внимания — проекты в стиле Леонардо да Винчи. Поэтому приведем в качестве примера сериал «Демоны да Винчи».
Мидлпанк — мир технологий Средних веков.
Сандалпанк (от английского «sandal» — сандалий) — мир технологий Античности. Отличным примером будут приключения Астерикса и Обеликса во всех форматах и экранизациях.
Стоунпанк — мир технологий каменного века, период неолитической революции (вот вам и технологический прорыв).
Другие виды могут рассматривать какую-то определенную тему (аэропанк, витпанк, карнипанк, силкпанк) или являться более узким вариантом рассмотренных (виды стимпанка — маннерпанк, вестерн-стимпанк), иногда идет пересечение с другими жанрами литературы.
Например, производные киберпанка, возникшие на пересечении с жанром фэнтези (дримпанк, мифпанк, эльфанк), что совсем другая тема. В эльфпанке к паровым технологиям добавляются магия и фэнтезийные расы. А в его разновидности, манапанке, магия используется в качестве вида топлива.
Напомню, что киберпанк и его герои не против самих технологий. Они против несвободного режима их применения и соответствующих социальных последствий. В некоторых зарисовках прошлого может и не быть такого противостояния. То есть это просто фантастика с элементами альтернативной истории, но не совсем панкжанр.
В последнее время в мире появился существенный интерес к забытым технологиям, ремеслам, а также истории. Все это сочетается с усталостью от IT-технологий и других проявлений прогресса.
В реальной жизни популяризацию старых технологий (фестивали, хобби и прочее) можно, конечно, рассматривать как некий протест против современных технологий. Так как «технические панки» всех времен были не только «против» узурпации технологий, но и «за» независимое их внедрение.
Но киберпанк породил не только варианты с альтернативной историей, больше интересные любителям старой техники и литературоведам. Он рисует картины будущего. Об этом и поговорим далее.