Что принес в искусство Казимир Малевич - крах реализма или торжество формы?

Реклама
Стоит беспредметное искусство без окон и дверей, как чистое ощущение, в котором жизнь, как бездомный бродяга, хочет переночевать, требует открытия отверстий.
К. Малевич

Какие ассоциации или картины возникают при имени Малевича? Вы угадали — это, конечно, «Черный квадрат» (1915 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Сколько споров, симпатий и антипатий, откликов искусствоведов и художественных критиков породила эта картина!

«Черный квадрат» всегда находился в центре внимания мировой общественности. Одни могут часами стоять перед этой картиной, пытаясь сформулировать и додумать главную идею автора, другие называют ее бесполезной и ничего не значащей мазней.

В момент написания картины знаменитый русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Николаевич Бенуа говорил:

«…это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попирание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

Реклама

Малевич дал на редкость содержательный и лаконичный ответ:

«…В искусстве есть обязанность выполнения его необходимых форм помимо того, люблю я их или нет. Нравится или не нравится — искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе».

В том же году Малевич пишет эссе под названием «От кубизма к супрематизму», где утверждает, что ведущую роль стоит отводить движению и цвету, а никак не форме. Малевич пишет целую серию картин на эту тему: «Черный крест» (1915 год. Национальный музей современного искусства. Центр Жоржа Помпиду, Париж), «Автопортрет в двух измерениях» (1915 год. Стеделик музеум, Амстердам), «Мальчик с рюкзаком» (1915 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Реклама

Апогеем супрематизма можно назвать картину Малевича «Белое на белом» (1917 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк). Здесь у художника исчезает не только форма и содержание, но и цвет.

Реклама

Но сегодня мало кто уделяет внимание тому вопросу, что был совершенно другой — ранний Малевич. Именно в этих произведениях живописи мастеру удалось передать, подобно французским импрессионистам, сложнейшую гамму сочетания цветов, радостное настроение и торжество формы.

Реклама

Таковы его «Яблони в цвету» (1904 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Весна — цветущий сад» (1904 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Сестры» (1910 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Но разве можно забыть его картину «На бульваре» (1911 год. Стеделик музеум, Амстердам). Здесь Малевичу удалось передать радость солнечного летнего дня с бликами на траве и синими с белым нарядами гуляющих по парку людей. В целом от картины веет умиротворяющей атмосферой с мягкими образами.

Реклама

В последние годы этот современный художник смог взять новую планку в искусстве. Казимир Малевич сумел соединить в своих поздних работах совершенно разные направления современного искусства. В картине «Девушка с красным древком» (1932 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва) он сочетает приемы реалистической живописи и супрематизма. Реалистически трактованное лицо гармонирует с плоскостной фигурой в странном костюме с элементами, характерными для моды эпохи Возрождения.

В последней своей работе «Автопортрет художника» (1933 г.) основатель супрематизма вообще отходит от беспредметной живописи и обращается к реализму.

Так к какому направлению принадлежат произведения великого новатора? Судить Вам, дорогой читатель!

Реклама