Когда появились первые сериалы и почему опера - мыльная?

Реклама
Грандмастер
Зритель любит смотреть детективы.
Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится.
Кроме того, лестно чувствовать себя умнее авторов.
Голос за кадром из фильма «Берегись автомобиля»

Как только появилось кино, так сразу же начались первые сериалы. Те же короткометражки с Чарли Чаплиным или Максом Линдером — что они, как не сериалы? Но когда радиотрансляция охватила большую часть территории США, в понятие «сериал» добавилась коммерческая составляющая.

Мало было создать хорошую программу, надо было еще заинтересовать спонсоров. К 1940 году 90% от всего дневного коммерческого эфира составляли «последовательные драматические постановочные программы», создаваемые с расчетом именно на женскую аудиторию, на домохозяек. Почему же эти сериалы (пока радиосериалы) назвали «мыльными операми»?

Название «soap opera», т. е. «мыльная опера», появилось еще в 1930-х годах, потому что основная реклама в этих сериалах была от фирм Palmolive, Colgate и Procter&Gamble. Реклама мыла, моющих средств и тому подобного. Хозяйка занята на кухне, а параллельно слушает интересную для нее радиопередачу, очередную серию захватывающих приключений, или события из жизни кого-то богатого и знаменитого, или страдания из жизни простых американских миллионеров, у которых, как известно, очень часто бывает жемчуг мелок. И вообще — все же знают, что богатые тоже плачут.

Реклама

Прошло время, к рекламе моющих средств добавилась реклама автомобилей для женщин, новых моделей одежды и прочего, а название осталось.

Первой мыльной оперой на ТВ была постановка «Далекий холм» («Faraway Hill»), шедшая в 1946 году на первом в США коммерческом ТВ канале DuMont Television Network. Серии транслировались с октября по декабрь 1946 года. Каких-либо кадров сериала не сохранилось, видеозапись на пленку стала доступна только в 1947 году, уже после окончания сериала. Все серии показывали в прямом эфире, каждый выпуск стоил примерно $ 300. Канал DuMont не выдержал конкуренции и прекратил вещание в 1956 году, но остался в истории

Реклама
развития телевидения Америки.

В начале 1950-х «мыльные оперы» стали основным продуктом сетей телевидения США в дневное время. Правда, со временем общее название сериалов начало ассоциироваться у многих зрителей с программами для некультурной, малообразованной аудитории, для домохозяек.

Реклама

Простенькие сериалы, такие как «Я люблю Люси» (1951−1957 год), перемежались с детективными вестернами, такими как «Дымок из ствола» (Gunsmoke), для детей была «Лесси» (с 1954 по 1973 год), а для любителей детективов выходил «Перри Мэйсон» (первоначальный сериал шел с 1957 по 1966 год, а в 90-е было доснято продолжение с теми же актерами).

Для любителей музыки был, например, «American Bandstand» — шел с 1952 по 1989 год (!), а для любителей комедии положений шло «Шоу Донны Рид» (The Donna Reed Show) — с 1958 по 1966 год.

Реклама

Для «Дымка из ствола» я не привел время начала и конца сериала. Дело в том, что он начинался на радио как классическая «soap opera» — многосерийная радиопостановка началась в 1952 году; а с 1955 по 1975 год, в течение 20 лет шел телесериал. Было выпущено 635 серий. Только детективный сериал с расследованиями полиции «Закон и порядок» сумел сравняться с ним в 2010 году, но только по времени в телеэфире, а не по количеству серий. Понятно, что сравнение шло в своей категории — «детективный сериал», классика «мыла» длилась намного дольше.

В апреле 1956 года на американском телевидении появился сериал «Как вращается мир» («As the World Turns»), а заключительная его серия вышла в 2009 году. Вот уж воистину, этот сериал — ярчайший представитель развития телевизионных технологий. Вначале он выходил на экран в прямом эфире. С 1967 года он пошел в записи, наконец — стал цветным. При этом почти все это время актриса Хелен Вагнер играла героиню этого сериала Нэнси Хьюз. Каждый будний день целых 54 года подряд!

Реклама

Хелен Вагнер попала в Книгу рекордов Гиннесса как актриса, дольше всех исполнявшая одну и ту же роль в одном и том же сериале.

Реклама

Самая продолжительная мыльная опера — «Путеводный свет» (Guiding Light). В 1930-е на радио была запущена «мыльная опера» «Путеводный свет», шедшая вплоть до 1950 года. Затем ее перевели в телевизионный формат и она выходила с 1952 года вплоть до 2009 года. Было снято 18262 серии, общей длительностью 236.430 минут, или 3940.5 часов (если считать в днях, то более полугода непрерывного показа). Рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса.

Мыльные оперы можно оценивать по-разному. Но в любом случае, они — слепок времени, в котором они снимались, бесценная информация для потомков о том, как жили и как мыслили люди много десятилетий назад.

Реклама