Как писали о Н. В. Гоголе в начале XX века?

Реклама
Грандмастер

1 апреля 1809 года в Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии в семье Гоголей-Яновских, дворян во втором поколении, родился мальчик, названный Николаем в честь Святителя Николая — великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Это был третий ребенок семьи, всего же у четы появилось 12 детей, но большинство из них умерли в младенчестве.

Отец, Василий Афанасьевич, служил чиновником, а также занимался литературой, писал пьесы, был директором домашнего театра бывшего екатерининского вельможи Дмитрия Трощинского. От отца в наследство юному Гоголю досталась любовь к театру.

Реклама

Мать, Мария Ивановна, в девичестве Косяровская, была выдана замуж в возрасте 14 лет. Именно матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, которые потом проявились у знаменитого писателя.

Реклама

В возрасте четырнадцати лет мальчика отдали в гимназию высших наук в Нежине, где он провел семь лет.

О Николае Васильевиче Гоголе написано много, но мое внимание привлекли две публикации начала ХХ века. Это время осознания таланта писателя, к тому же время, когда свидетельства очевидцев еще ярки, когда еще жива атмосфера гоголевских мест.

Реклама

Журнал «Русская старина» от 1910 года опубликовал рассказ товарища Гоголя по Нежинскому лицею Любича-Романовского об ученических годах будущего писателя.

Гоголю рано пришлось ощутить и принять одиночество в лицее, куда его, укутанного в одеяло, привезли в 14 лет в простой бричке, запряженной волами. Привезли в учебное заведение, где учились аристократы. При нем был дядька — казак с живописным чубом, столь же колоритный, сколь и неопрятный.

Крестьянские привычки, приобретенные на хуторе, мешали вновь прибывшему лицеисту найти общий язык с утонченными юношами. Юный Гоголь большую часть времени проводил в своей комнате, с тем самым дядькой, вырезая деревянные игрушки и поедая сладости в огромных количествах.

Реклама

Изоляция, переживаемое одиночество, отторжение сверстников пробуждают сатирическое дарование. Он создает свой журнал «Навоз Парнасский», где жестко высмеивает товарищей. Талант, знание жизни, юмор придают остроты сатирическим стихам. Позднее в журнале публиковались и другие лицеисты, но все они выглядели бледно на фоне Гоголя.

Реклама

Угрюмый в обыденной жизни, недооцененный приятелями, он умел вселять в них «дух смеха и веселья». Но это не спасало от насмешек. Он окончательно отделился от них после неприятного случая с медовыми пряниками.

Как-то Гоголь прочел сатирическое стихотворение, которое не показалось удачным его одноклассникам. Они решили его «наградить», купив медовые пряники, которые очень любил юный сатирик. Заготовив соответствующую речь, снарядили делегацию для вручения презента. Будущий писатель, едва дослушал уничижительные фразы, выхватил коробку и бросил в товарищей. После этого долго не приходил в классы, сказываясь больным. А вместо уроков прогуливался до большой дороги, встречал крестьян, приехавших с его родины, подолгу разговаривал с ними на своем наречии.

Реклама

Гоголь увлекся ботаникой. Прогуливаясь по лицейскому саду, расспрашивал садовников о плодоношении деревьев. Позже писатель разобьет на своем хуторе фруктовый сад, который еще долго будет приносить плоды после его смерти.

Реклама

Робкий, нелюдимый, стеснительный, очень впечатлительный, он все эти годы проводит в долгих размышлениях, оттачивая писательское восприятие, внимание к деталям, наблюдательность.

В 1902 году вышел номер художественно-литературного журнала «Искры», целиком посвященный Николаю Васильевичу Гоголю. Журнал содержал уникальные фотографии, иллюстрации, воспоминания, стихи в память великого писателя. Бесценные фрагменты жизни писателя, написанные очевидцами, атмосферность родины писателя.

Реклама

Волшебные места Яновщины, мистическая Диканька — места, которые знакомы всем нам по произведениям Гоголя. Степь, прорезанная балками, усыпанная хуторами с тенистыми фруктовыми садами. Один из них посажен самим Гоголем. А еще он разбил небольшой парк у прудов, парк без всяческой симметрии, которую так не любил. И места для любимых деревьев — кленов, липы и дубов — определял весьма странно. Набирал горсть камней, забирался на горку или скамейку и разбрасывал. Куда падал камешек, там и сажал дерево.

И, разумеется, рассказывая о Гоголе, не удержались от легенды, которыми овеяна биография Николая Васильевича.

В саду есть небольшой курган, усаженный сиреневыми кустами. В печати тех лет ходила легенда, что именно в этом кургане Гоголь зарыл свои рукописи. Об этом рассказала старая нянька семьи Быковых, племянника Гоголя, мужа внучки Александра Сергеевича Пушкина. Именно семья Быковых владела той усадьбой. Нянька Маланья Дрига рассказывала, что хорошо помнит «панича» (Гоголя), который подрядил хлопцев таскать землю на этот курган. А когда спрашивали, зачем эта горка, Гоголь якобы ответил, чтобы его помнили. Только крестьяне понимали, что делает это «панич», чтобы поддержать крестьян в голод, оплачивая такой труд.

Реклама

Думал ли писатель, что помнить его будут не только те «хлопцы», что у каждого из нас будет «свой Гоголь».

И Гоголь был судья и врач,
Но у него в борьбе с развратом
И о себе нам слышен плач
В рыданиях над павшим братом.

Не свысока он нас учил,
Не в доктринерстве хладно-черством
Он нас за слабости корил,
А угождал себе потворством.

Чтоб игрищем народ привлечь
Не лез он в гласность, как потешник;
В порок вонзая острый меч,
Он сам был кающийся грешник.

И с ним идем рука с рукой
В одном сочувствии горячем:
С ним и смеемся над собой,
И над собой мы горько плачем.
Князь Петр Андреевич Вяземский.

Реклама