На другом берегу Тибра, в районе, который так и называется — Трастевере (то есть, в переводе на русский, «Затиберье»), знаменитых руин меньше. Однако и сюда экскурсоводы водят туристов, чтобы показать, как живут и проводят время обычные итальянцы. Здесь большое количество кафе, баров и ресторанов, а также тратторий и остерий. В данном случае, название роли не играет. В конечном счете это место, где можно посидеть с друзьями, выпить и закусить (не всегда дешево, но всегда с удовольствием).
Впрочем, отсутствие древних развалин в Трастевере совсем не означает, что здесь нет исторических мест. Так, все экскурсии обязательно останавливаются возле одного здешнего кабачка, в конце 1950-х годов удивительным образом вошедшего в историю итальянской (да и мировой тоже) культуры.
Для русского слуха кабачок называется смешно: «Ругантино». Ругантино — герой итальянской комедии дель арте, вроде Труффальдино или Панталоне. Персонаж этот — римского происхождения, и имя его восходит к словечку на римском диалекте «ruganza», которое означает «высокомерие».
Ругантино, в самом деле, высокомерен, драчлив и за словом в карман не полезет. Оттого и случаются с ним неприятные истории. Ну, в общем, типичный римский паренек из простонародья. Ругантино — герой площадных кукольных спектаклей, а также нескольких театральных и музыкальных комедий. В 1973 году в Италии вышла кинокомедия, где роль Ругантино исполнял… Угадайте кто? Ну, конечно, Адриано Челентано!
С названием кабачка все понятно. Теперь о том, какой вклад в культуру он внес.
Было это в далёком 1958 году в далёкой-далёкой галактике. Нет, в самом деле, послевоенная Италия казалась совсем другой страной, чем нынешняя. Люди не только жили беднее, но и скромнее. Во всех смыслах скромнее. Интернета с его вседозволенностью и всепроникаемостью, конечно, еще не придумали. За появление на пляже в купальнике-бикини (он уже был придуман) могли забрать в полицию, как за оскорбление общественной нравственности. Хотя французский фильм «И Бог создал женщину» c Брижит Бардо в главной роли и в бикини уже шёл по итальянским экранам. Зрители удивлялись бесстыдству французов. Впрочем, на то они и французы.
Ах, они, бедняжки, не знали, что творится в Турции. Они ни разу не видели танец живота, который в этой мусульманской, а потому, казалось бы, тёмной стране был в высшей степени популярен. Почти, как в Египте, где, собственно, этот вид искусства родился.
Одна из популярнейших турецких киноактрис той поры Айше Нана (Ayşe Nana; 1936 — 2014) этим искусством не манкировала и потому была чрезвычайно популярна в народе. К 22 годам она снялась в двадцати турецких фильмах.
Настоящее имя Айше Нана было Кияш Нана. Она родилась в Бейруте в семье богатого армянского торговца. Поскольку Ливан был тогда французской колонией, девушка хорошо знала французский язык. Поэтому в 1956 году, почувствовав, что в Турции она уже достигла потолка, Айше Нана решила начать завоевание Европы. Она была красива и потому надеялась на победу.
Один год Айше Нана провела в Париже, где выступала в ансамбле известного певца и актера Жильбера Беко. Помните его песню «Natalie» о поездке в советскую Москву и о прелестной переводчице «Интуриста», которая ему все рассказывала про загадочную la Russie и показывала la Place Rouge?
Но вернемся к Айше Нана. Выступления у Жильбера Беко сделали её довольно известной во Франции. Девушка решила сделать следующий шаг и поехала в
5 ноября 1958 года ее пригласили участвовать в закрытой вечеринке, которая проходила в Трастевере, как раз в том самом ресторане «Ругантино». Здесь были молодые актеры, здесь были представители римской «золотой молодежи», здесь были папарацци.
Да, известно ли вам, что слово это появилось именно там, в Риме, спустя два года, в 1960 году. Знаменитый Федерико Феллини снимал фильм «Сладкая жизнь», один из героев которой — фотограф по фамилии Папараццо. Это лихой парень, поставляющий для отделов светской хроники фотографии, на которых знаменитости изображены не в самом презентабельном виде.
Так вот, этот самый Папараццо списан с приятеля Феллини, фотографа Тацио Секкьяроли (1925 — 1998). После всемирного успеха «Сладкой жизни» Тацио станет фотографом во всех последующих фильмах Феллини и личным фотографом Софи Лорен. Но в тот вечер он все еще был фото-волком, которого ноги кормили и который зорко высматривал, где можно сфотографировать что-нибудь, что нравится публике. То есть что-нибудь потрясающее, что-нибудь шокирующее.
Случай представился. Разгоряченная вином (и, говорят, наркотиками) Айше Нана сплясала для гостей зажигательный танец с раздеванием. Стриптиз! Тацио Секкьяроли сфотографировал самые горячие моменты, и три дня спустя эти фотографии были опубликованы в одной из газет.
Хотя издатели заретушировали «самый стыд», фотографии, на которых Айше Нана танцевала почти обнаженной, вызвали скандал. Статью за оскорбление «общественной морали» никто не отменял. Айше Нана предъявили несколько судебных исков, в результате чего приговорили к трем месяцам тюремного заключения.
Спустя два года Федерико Феллини включил в свой фильм «Сладкая жизнь» сцену стриптиза. Сцена получилась очень скромной, поскольку переть на тот же рожон «оскорбления чувств», что и Айше Нана, режиссер не захотел. Но все же сцена эта подогрела общественное мнение и привлекла дополнительный интерес к фильму.
Что произвело такой фурор, отчего возбудились и критики, и зрители? Нынешний зритель, закаленный ого-го какой порнухой, этого, пожалуй, может и не понять.
Нельзя сказать, что прекрасный фильм держался только на сцене стриптиза. Совсем нет. Другая знаменитая сцена — купание в римском фонтане Треви — выглядит, пожалуй, сексуальнее. Но в любом случае эпизод, происшедший в ресторане «Ругантино», внес немалый вклад в мировой успех кинофильма. Да и в подъем уровня терпимости итальянской и мировой публики тоже.
Пожалуй, после «Сладкой жизни» приговор Айше Нана был бы более мягким. Впрочем, если бы стриптиз в «Ругантино» не состоялся 5 ноября 1958 года, то и в 1960 году в «Сладкую жизнь» могли бы не включить рискованную сцену.
Но к чему эти рассуждения? История пошла так, как она пошла.
Что же касается Айше Нана, то стриптиз в «Ругантино» и последующий скандал сослужил ей плохую службу. Знаменитые режиссеры, у которых она рассчитывала сниматься, ей отказывали. Актриса, конечно, не бедствовала. Она вышла замуж за Серджио Пасторе, родила дочку, снялась в одном хорошем и в нескольких проходных фильмах.
Но карьера киноактрисы, о которой она мечтала, не состоялась. С чем Айше Нана до конца жизни не смирилась. Она считала, что каштаны, которые пришлось вытащить из огня ей, съели другие, ей же остались только ожоги на руках.