Давно известно, что создание произведений, касающихся исторических мотивов, да еще и сопряженное с ключевыми событиями эпохи и конкретными известными личностями, дело сложное, ответственное, не требующее суеты и профанации. Однако грядущая слава манит своим огнями мотыльков от искусства, пока на них не накинут кашемир истины, как плотный платок на клетку с излишне крикливым попугаем.
На современное кино такого рода я обыкновенно даже мельком не взглядываю. Они как-то мимо меня сквозняком проскальзывают. Как и большинство голливудских «шедевров», особенно комедийного толка. А тут гляжу в программе телепередач: на главном канале РФ, в череде достойных киноработ (новые «Зори…» не в счет) — какие-то «Танки». А день-то непростой: 23 февраля. Думаю — надо глянуть, что за продукт. Не зря ж его сам Константин Эрнст тиражирует.
Серьезно насторожила меня аннотация к кинофильму на сайте www.1tv.ru.
«Танки» можно назвать нашим российским «кино-комиксом».
А далее слова режиссера Кима Дружинина:
«В реальном пробеге, который состоялся в марте, в снегу и холоде, ничего особенно захватывающего не было. Поэтому задача была, прямо скажу, не из легких. С одной стороны, нас ограничивал исторический факт, эпоха, а также присутствие таких исторических личностей, как Сталин, Жуков, Кулик. С другой же стороны, мы хотели сделать отечественное кино в духе старых советских приключенческих фильмов, таких как «Неуловимые мстители».
Лично мне сразу стало ясно: опять будут самым мошенническим образом использовать звонкий факт и громкую фамилию для привлечения внимания зрителя, оправдывая низкопробность проекта, собственную некомпетентность, а может, элементарную бездарность, фальшивыми доводами.
Однако подумалось: все-таки в главной роли Андрей Мерзликин, сполна доказавший свою состоятельность предыдущими ролями. Тем более, актер действительно имеет внешнее сходство с Михаилом Кошкиным. Но и тут осечка. В том же анонсе новое предупреждение:
«Образ Кошкина Мерзликин фактически создал самостоятельно, ведь о конструкторе сохранилось совсем немного личной информации».
И снова Ким Дружинин, режиссер:
«К сожалению, мы можем только предполагать, что это был за человек, как он общался».
Вот те раз! Да из одной Википедии можно почерпнуть массу сведений, не считая других источников. Обратились бы, например, к создателям фильма «Главный конструктор», книжку бы «Сотворение брони» почитали, в конце концов. А то сразу: ой, как нам было трудно снимать не зимой, а летом, ой, как непросто образы давались! Ой-ой-ой! Какие мы молодцы: такую ерундовину сочинили!
Зато как легко складывалась всякая белиберда про немцев на лошадях в центральной части европейской территории страны в предвоенные годы. Прям точное приближение к «Неуловимым».
Мало того, оказывается, какие-то полубелогвардейские бандюганы спокойненько себе в тех местах процветают. И это ни где-нибудь, а вблизи Белгорода (согласно карте в фильме), как и немцы, собственно. К тому же, у одного немца к седлу современный коврик приторочен. Наверное, в будущее мотался в какой-нибудь предыдущей аналогичной киношке. О близости населенных пунктов свидетельствуют и слова НКВДшника:
«Катаеву и Аркадия оставляем здесь, пусть идут до ближайшей станции и вызывают помощь с завода».
Далее происходит череда невнятных, и не смешных, и не героических, военизированных событий с захватом
В это же время немецкий полковник отдает своей, одетой в невесть что, помощнице приказ активизировать Шульца. К действию подключаются странные немецкие байкеры. Откуда эта группа появилась в этой зоне? Такое ощущение, что в воображении авторов фильма центральное Черноземье, да частично и Нечерноземье, было напичкано немецкими шпионскими базами, готовыми выступить в любое время дня и ночи.
Вот тут вдруг под одним из танков рушится мост. Первый танк продолжает путь единолично. И нате — преданный ранее мехвод оказывается то ли предателем, то ли шпионом, по фильму ни одна, ни другая версия ничем не подтверждается. Дальше, опять чисто по-голливудски, Катаева спасает Кошкина. Они пешком отправляются в Москву.
На этом этапе фильм слегка выравнивается перед пафосным финалом. Даже гротескная ситуация с Шульцем сильно не вредит. Разве что фраза мехвод Коли: «Медведь в цирке на велосипеде одноколесном ездит, а тут лейтенант НКВД», — портит картину. Непонятно, чего в ней больше: унижения для танкистов или восхваления сотрудников внутренних органов.
Самая лучшая часть фильма начинается на 27 минуте второго часа с показа документальных кадров, посвященных блистательному танку Т-34. И, конечно, здорово звучит «Марш танкистов» из фильма «Трактористы» в исполнении Николая Крючкова и мужского хора. Даже титры не мешают!