Первые хакеры, или Что было до компаний
Первая часть слова образована от «кибернетики», науки об управлении информацией.
Задолго до появления персональных компьютеров появились первые «хакеры». Оно не имело ничего общего с современным негативным смыслом. Хакерская субкультура берет начало еще в 50-е годы в университетах Америки. Например, в Массачусетском технологическом институте.
Главной целью было изучение возможностей информационных технологий. То есть развитие знаний как таковых, а также свободное распространение этих знаний (в обход существующих запретов и ограничений). При этом базовым принципом было избегать нанесения ущерба системе.
Не забываем, что все это появилось в университетской среде, поэтому и масштаб их деятельности был на уровне образовательной системы. А запреты, с которыми шла сначала борьба, были связаны с дороговизной компьютерного времени и бюрократизацией процесса доступа к информационным технологиям (компьютеры еще были величиной с целое помещение).
В итоге талантливые студенты и преподаватели вносили существенный вклад в прогресс, делая это по собственной инициативе и для творческой самореализации.
Именно такие выпускники и создавали компании, которые сейчас нам известны. Но главное, это были первые бунтарские настроения в сфере высоких технологий, которые мы увидим значительно позднее.
Высокотехнологичные компании, или Игра продолжается
70-е годы ознаменованы зарождением современных высокотехнологичных компаний, например, в 1976 году была основа Apple. Некоторое представление об атмосфере тех лет можно получить, посмотрев, например, кинофильмы про Стива Джобса.
Компании для таких людей были всего лишь творческой лабораторией, просто с большими возможностями, чем это было в рамках университета. Можно сказать, что это тоже был бунт против существующего порядка вещей. Молодые предприниматели меняли экономику и общество. А до превращения в огромные структуры их детищ было еще время.
Конечно, создатели киберпанка интересовались новостями из новой тогда IT-индустрии.
В начале 80-х писатели-фантасты уже видели будущее на другой стороне океана — в Японии. Неслучайно многие события киберпанковских романов так или иначе связаны с этой страной. Высокотехнологичные корпорации, появившиеся после «японского экономического чуда», стали прообразом могущественных корпораций будущего.
В итоге технологическая составляющая вместе со всеми проблемами была заимствована писателями-фантастами, переработана с учетом возможностей развития за десятилетия и перенесена в воображаемое будущее на страницах книг.
Панк-революция: влияние улицыРеклама
Вторая часть слова — «панк». У этого слова много значений в том же английском. Но ни с чем благопристойным у консервативной части общества оно никогда не ассоциировалось.
В 60−70-е годы появляется разноплановая альтернативная рок-музыка. И уже затем возникли панк-рок и панки как субкультура. В «доинтернетовскую эпоху» именно поп-музыка была средой выражения протестных идей. С историей возникновения панк-рока можно ознакомиться, например, в цикле передач «Прогулки по дикой стороне», с ведущими Владимиром Ильинским и Михаилом Кузищевым. Передачи выходили в рамках эфира «120 минут классики рока» («Эхо Москвы).
Панк-рок сошел на нет, превратившись в коммерческую музыку. Но панковские идеи не пропали, а ушли в разных направлениях, например, в сферу фантастической литературы.
Протестные настроения 70-х, с их озлобленностью и непримиримостью, попали на страницы киберпанковских книг. То есть на киберпанк повлияли не только интеллектуальные изыскания, но и настроения улицы.
Итак, все оказалось в фантастической литературе, например, Уильяма Гибсона. И там бы осталось, если бы не наступление этого будущего.