Когда я смотрел «Остров сокровищ» в детстве, музыкальные киновставки, постоянно прерывающие сюжет мультфильма, меня только злили. Поэтому из всех песен мне тогда понравились всего две. Первая — «О жадном мальчике Бобби», единственная композиция, помещённая внутрь сюжета и исполняемая анимационными персонажами. И вторая — «Шанс», звучащая в конце первой серии, уж слишком она была хороша.
…И вот, когда вы в двух шагах
От груды сказочных богатств,
Он говорит вам: «Бог подаст!»
Интересно, что когда в 1992 году мультфильм «Остров сокровищ» переиздадут в США под названием «Return to Treasure Island», тамошние редакторы тоже вырежут из него все песни за исключением «Бобби».
Однако прошли годы, и я стал замечать, что смотрю эти музыкальные вставки с не меньшим интересом, чем сам мультфильм. Удивительно, но я оказался не одинок — судя по отзывам и воспоминаниям, многие зрители прошли ту же эволюцию в своём отношении к саундтреку. Пришло время остановиться на нём подробнее…
Если над песнями «Врунгеля» и «Айболита» работал тандем Чеповецкого и Фиртича, то к «Острову сокровищ» Черкасский привлёк новых людей. Авторами стихов выступили аж два человека: московского профессионального поэта Наума Олева и киевского любителя Аркадия Гарцмана. Последний в то время работал простым инженером автобусного парка.
Аркадий Гарцман:
«На Киевской киностудии научно-популярных фильмов, где Давид Черкасский делал мультфильм „Остров сокровищ“, в техническом отделе работал мой товарищ Илюша Гликзон. Он, зная, что я пишу стихи, сказал мне: „Что-то с песнями ничего не получается. Может, напишешь что-нибудь?“ Я придумал „от фонаря“ несколько текстов и послал их на адрес киностудии.Реклама
Одна из песен о вреде пьянства очень понравилась Черкасскому, обожающему дружеские посиделки: „Лорды, сэры, мэры, знайте чувство меры, избегайте пьянства вы, как западни. Ждет вас путь неблизкий, и чем крепче виски, тем короче, сэры, будут ваши дни“. До глубины души Давида поразили слова: „Не цветет, как роза, печень от цирроза?“. С тех пор началось наше сотрудничество».
Саундтрек к «Острову сокровищ» сразу перевёл Гарцмана в разряд «профи», и впоследствии он напишет немало стихов для разных эстрадных исполнителей (например, «Тук-тук-тук» и «Гулянку» для Верки Сердючки).
Композитором мультфильма стал маститый украинский композитор Владимир Быстряков — автор известного хита «Куда уехал цирк». К этому времени он уже имел большой опыт работы в жанре анимации — достаточно упомянуть саундтреки к таким мультфильмам, как «Алиса в Зазеркалье» и «По дороге с облаками».
Владимир Быстряков:
«Знаете, был период, когда я один писал музыку ко всем мультфильмам Киевской студии на протяжении лет пяти. Мне нравилось, что могу дурачиться, использовать приёмы, которые не могу использовать больше нигде, например, в игровом кинематографе. А здесь, на малом метре, буквально на пятачке, когда ты должен извернуться и музыкой своей все рассказать, раскрыть содержание мультфильма».Реклама
Музыку для «Острова сокровищ» Быстряков сочинял в духе «полубандитского кантри», которое, по его словам, «больше всего подходило пиратской саге».
Большинство песен представляли собой некие нравоучительные «социальные» ролики о вреде пьянства и курения, пользе спорта
Соблюдает дня режим Джим,
Знает, спорт необходим, Джим.
Даже опытный пират.
Будет в схватке с ним не рад,
Потому что пьет пират джин!..
Надо сказать, что в процессе работы тексты отдельных песен менялись.
Евгений Паперный:
«…фраза из песни, которую я пел: „Здесь, что не страница — мрачные все лица, луидоров и пиастров звон“, звучала сначала иначе: „Здесь что не страница — вор или убийца, свадеб нет, но много похорон“. А скрытый смысл был в том, что наши генсеки тогда, в связи с их преклонным возрастом, умирали один за другим: Брежнев, Андропов, Черненко. Потом, конечно, убрали эти слова. Но одна ошибочка осталась: вместо „луидоров“ спели „флуидоров“ — и так и идет уже тридцать лет».
Некоторые стихи были переписаны полностью. Например, на музыку «Шанса» Наум Олев сначала написал совсем другой текст — о жадном
Флинт!
Он был отчаянный моряк,
Он сеял страх на всех морях,
Он править был большой мастак,
Старый Флинт…Флинт!
Когда Господь его позвал,
То всё, что он наворовал,
Не поделил, а закопал,
потому чтоСтарый бродяга
Был страшный скряга,
Флинт,
Нет бы сиротам
Выделить что-то,
Флинт.Из груды сказочных богатств,
Будь другом, дай хоть горсть пиастр!
Но скалит зубы: «Бог подаст».
То же произошло и с песней про мальчика Билли, которая изначально называлась «Сюзанна». Стихи вышли не менее смешными, но, видимо, показались слишком скабрезными для мультфильма.
Мамаша пропащей в деревне слыла,
Меня без папаши в капусте нашла.
Такие дела!
К спиртному в придачу имела порок.
Бывало, заплачет и — рома глоток.
«За папу сынок!»Ах, Сюзанна, ах, Сюзанна,
Ты зачем в 17 лет
Полюбила капитана,
А его пропал и след.
То же происходило и со стихами Аркадия Гарцмана.
Аркадий Гарцман:
«Черкасский мне предложил написать о Билли длиннющую балладу. Как заказывал — так и написал. Приезжаю к Быстрякову. Тот за роялем в халате долго всматривался в текст, потом проворчал: „Что за „небоскрёб“? Как к нему музыку написать?“ Объявляюсь на студии, а Быстряков уже, видимо, нажаловался Черкасскому, и режиссёр говорит: „Зачем ты такую сложную вещь сочинил. Нужно что-то простенькое, как пять пальцев“. И показал мне растопыренную ладонь. И вдруг у меня сразу пошло: „Раз, два, три, четыре, пять — знаете, наверно. Раз два три четыре пять — жадность — это скверно“. Через 10 минут текст был готов».Реклама
Некоторые песни («Посадите на диету», «Песня попугая Флинта») вовсе были забракованы и ныне сохранились только в демо-записях.
Владимир Быстряков:
«Четыре песни Черкасский отсеял. По моим наблюдениям, когда у него все было хорошо на личном фронте, — он принимал без проблем. А когда так себе — запарывал. Сначала писал стихи Наум Олев, но потом Давиду что-то не „зашло“ и подключился Аркадий Гарцман. Черкасскому не нравилось, когда в текстах было много сложноподчиненных предложений, как у Льва Толстого. Повозились с текстами, а музыка родилась без натуги».Реклама
Осталось упомянуть тех, кто озвучивал этот мультфильм. Здесь мы снова можем встретить имена, хорошо знакомые по «Капитану Врунгелю» и «Доктору Айболиту» — Евгения Паперного (доктор Ливси), Виктора Андриенко (капитан Смолетт) и Георгия Кишко (Слепой Пью).
Интересно, что первые два актёра не стали изобретать велосипед, а просто развили манеру своих героев из предыдущих мультфильмов. Оптимист Ливси с его лошадиным оскалом многое перенял у старпома Лома, а Смолетт так же шепелявил и плевался, как Крокодил, сожравший солнце.
Виктор Андриенко:
«В одесском театре „Гротеск“, где я работал с Валерой Чигляевым, у меня был номер — пародия на американские мультики. Я стал пришептывать, пародируя английский язык, где много шипящих звуков. И применил это здесь».Реклама
На озвучку Джима Хокинса Паперный пригласил своего друга — актёра Валерия Бесараба. Мало кто мог предположить, что этот мямлящий «задротский» голосок принадлежит огромному мужчине с ростом метр девяносто!
Ну, и, конечно, самый впечатляющий голос принадлежал Армену Джигарханяну, озвучившему Сильвера. Несмотря на явную пародийность образа, Сильвер зазвучал по-настоящему угрожающе. Достаточно послушать, как он произносит фразу: «Через час те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мёртвым!»
«Остров сокровищ» вышел в 1988 году и стал последним крупным шедевром советской мультипликации. На Украине мультики довольно быстро перестали снимать вообще. В России иногда выходят более-менее достойные работы — вроде «Трёх богатырей» или «Маши и медведя», но, к сожалению, они по большей части пытаются копировать западные образцы. Последней данью «старой школе» стал проект Александра Татарского «Гора Самоцветов» — замечательный цикл мультфильмов, выходивший с 2005 года.
Что касается Давида Черкасского, то после развала СССР он какое-то время делал рекламные ролики. Хотя попыток снять новые мультфильмы тоже не оставлял. Однако ни один из его проектов — будь то «Безумные макароны», «Звёздные спасатели» или продолжение «Острова сокровищ» и «Капитана Врунгеля» — так и не были реализованы по причине отсутствия финансирования. А теперь и не будут. 30 октября 2018 года Давид Янович скончался от инсульта.