Николай Фешин. Как русское родовое поместье появилось в стране индейцев? Часть 2

Реклама
Профессионал

Успешный, знаменитый в своей стране и за рубежом творческий человек оказывается перед сложным выбором. Тяжелые годы жизни иногда подталкивают к решениям, о которых потом приходится сожалеть.

Н. И. Фешин, «Осень», 1900-е гг.

Перейти к первой части статьи

Все трудности, которые выпали на долю Родины с 1917 по 1923 годы, знаменитый 36-летний художник

Реклама
Николай Фешин, академик живописи и отец семейства, испытал на себе.

Так зимой 1917 года дом, в котором жила его семья, оказался почти на линии фронта. В лютый мороз художник добирался на работу в разбитом поезде, а когда в пути заканчивалось топливо, то пассажирам самим приходилось собирать хворост. Об условиях работы и говорить нечего. Стены мастерской промерзали насквозь. Рисовали в варежках, валенках и пальто.

В 1918−22 годах Фешин писал портреты вождей и композиторов. Некоторые произведения удавалось продавать, но что можно было получить за них? К примеру, за «Портрет М. Быстровой», закупленный для музея, Фешину выплатили 50 000 рублей. Представьте, что хлеб, баранина и свинина в те годы были в одну цену и стоили 4 000 рублей за 400 г, а за 1 кг муки платили 12 000 рублей.

Реклама

Подумать только, для того чтобы выжить, именитый мастер-портретист разрисовывал деревянные коробочки, табакерки и пудреницы. Но особенно тяжело пришлось в 1919−20 годы, когда Поволжье охватил страшный голод, свирепствовал тиф. Болезнь унесла жизни родителей Фешина. Настроение передают названия его картин: «Бойня», «Голод».

Реклама

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь русского художника, если бы в Казань не приехали представители Американской администрации помощи. Они привезли голодающим сгущенку, муку и сахар. Фешин говорил, что их чистая одежда, сытый вид и новые автомобили на фоне нищеты и разрухи производили невероятное впечатление. Он рисовал для них портреты за 50 долларов, которые равнялись 250 млн. рублей.

Реклама

В своих воспоминаниях художник писал, что жизнь его не была такой уж плохой, однако возникало чувство бесполезной траты творческой энергии, ведь искусство использовали только для пропаганды. О качестве и говорить не приходилось. Рисовали в спешке, плохими красками, поэтому картины портились. Не было никакой уверенности в завтрашнем дне, сама работа потеряла всякий здравый смысл. Поэтому художник принял решение уехать из страны. Кстати, помощь Фешину оказал именно тот заокеанский коллекционер У. Стимел, который приобрел его первую знаменитую картину.

Реклама

Несмотря на огромные сложности, семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк летом 1923 г. Интересно, что по воспоминаниям дочери, этот город не произвел на неё никакого впечатления, а мать, увидев небоскребы, сказала, что не хочет жить в обезьяньей клетке. Зато Николай Фешин был в восторге. Особое впечатление на него произвели чернокожие люди. Неслучайно портрет негритянки с апельсином стал его первой американской картиной.

Реклама

Понемногу Фешины обустраивались в мире новых возможностей. Николай Иванович работал преподавателем, принимал участие в выставках Нью-Йорка, Чикаго, Бостона. Его первой наградой был Приз Томаса Р. Проктора за картину «Гравер (У. Д. Уоттс)», а картину «Лето» отметили большой серебряной медалью на Международной выставке в Филадельфии.

Однако неожиданно здоровье художника оказалось под угрозой. Врачи определили признаки туберкулеза. Поэтому в 1927 году семья поселилась в городке Таос в Нью-Мексико среди заснеженных гор, красочных долин и знойной пустыни.

Кстати, сам Фешин говорил, что это было другое измерение…

Город, расположенный между поселениями индейцев и испанцев, являлся международной художественной колонией. Здесь художник купил и переделал дом. Фешин работал архитектором, строителем, плотником, резчиком по дереву и за 6 лет создал шедевр в стиле модерн с элементами русского терема. Великолепный дом можно назвать чудесной рукотворной резной шкатулкой. Возле него индейцы вырыли озеро, а сам хозяин посадил осины и ели.

Реклама

Интересно, что отношения Николая Фешина с местными жителями отличались взаимным уважением и теплотой. Неудивительно, что мексиканцы и индейцы становились главными героями его картин.

Реклама

Примечателен случай, связанный с картиной «Таосский знахарь». Когда слепому индейцу Фешин предложил позировать для картины, что вообще-то запрещено старикам в индейских племенах, художник неожиданно получил согласие. Оказывается, такое доверие знахаря было вызвано некоторым сходством русского языка с языком индейского племени.

Реклама

Чудесная природа, знаменитые творческие люди, разнообразные традиции — все это нашло отражение в пейзажах, портретах, скульптуре и керамике, резьбе по дереву, архитектуре.

Однако через 7 лет произошел разлад в семье и развод. Александра Фешина решила выйти из тени мужа. Утверждали, что она увлеклась молодым поэтом и сама решила стать писательницей.

Тогда Николай Фешин вместе с дочерью приняли решение уехать. Со временем художник перебрался в Лос-Анджелес, преподавал, побывал в Мексике, на Бали, в Японии. Затем работал в своей новой мастерской в Санта-Монике, где создал по заказу военного ведомства два портрета американских генералов, но больше на такие заказы не соглашался, заметив в шутку, что для этого должна произойти еще одна революция.

Реклама

Знаменитый мастер работал до 73 лет и тихо умер во сне. Интересно, что незадолго до смерти Фешин писал о том, что творческим людям необходимо переживать все трудности вместе с Родиной! Духовные основы, заложенные в человеке с самого детства, продолжают расти вместе с окружающей его действительностью до конца. За пределами своей страны человек становится одинок и существует лишь физически, поэтому теряется сам смысл жизни. Художника утешало лишь то, что его жизненный путь судьба разделила меж двух величайших народов.

Реклама

Спустя годы прах Николая Фешина дочь захоронила в Казани. Его сказочный дом внесен в Регистр исторических мест США. Сейчас в нем Музей искусств Таоса.

Реклама

Реклама