Где наследники Маяковского, кричащие стихами во всё горло? Где новые Достоевские, способные проникнуть в самую душу? Где Творцы с заглавной буквы?
Спешу оповестить: они есть и они творят. Но обо всём по порядку.
Для начала разберёмся, почему народ любит Пушкиных, Лермонтовых и всех остальных. Да, они своими руками воздвигли себе памятники, к которым не заросла народная тропа — сущая правда, но в том ли истинная причина?
Есть мнение, что дело не только в одарённости талантом — свою роль сыграла история. Времена Некрасовых, Толстых (любых) — это времена, когда на глазах людей одна за другой шли войны, происходили народные стачки и гремели революции. Это времена, когда литература имела огромную социальную значимость. Эмоциональный подъём в народе способствовал развитию литературы как явлению массовому. Люди не смотрели телевизор, не зависали в Интернете, они читали журналы со стихами, с головой погружались в повести и романы. Литература для них — зеркало души, отражение эпохи.
Что мы имеем на сегодняшний день? Всё то же самое за одним исключением: зеркало души теперь — не литература. Поэзия и проза отошли на задний план, сегодня рулят Интернет и телевидение. Почему? Всё просто: со времён Ахматовых, Тургеневых количество народа возросло. Аж до семи с лишним миллиардов. Разрослись города, увеличился темп жизни. Уже нет времени выискивать меж строк истинный смысл чего-то там. Информация нужна здесь и сейчас. Зеркало души должно изображать чёткий силуэт, а не «смазанный-портрет-Малевича».
И здесь на помощь приходят Интернет да телевизор: всё доступно, всё по делу, даже картинка есть. Праздник. Народ сам отказался от литературы: кому нужны образы, кому нужен скрытый смысл, кому нужна эта литература?
Известно, что спрос рождает предложение. А всё, что под спрос не подходит, либо идёт в утиль, либо уходит в подполье — тёмное, никому не нужное место, где обитают крысы, но где можно спокойно жить и развиваться. Именно туда и ушла литература.
Причиной послужил, во-первых, народ: спешу открыть секрет, сама по себе литература людям не нужна, им нужно пресловутое зеркало души. Сегодня его функцию выполняют телевизор с Интернетом, а против них у литературы нечего выставить.
И второй причиной послужила история: она стала и скучней, и жёстче одновременно. Людям нет дела до литературы либо потому, что ничего не происходит, либо потому, что происходит что-то очень страшное, например, события 1990-х. История теперь не помощник Творцам с заглавной буквы.
Но литература живёт. Живёт и процветает. Новые книги печатаются одна за другой. Общее качество хромает, а как иначе? Оно на то и общее — это качество, чтобы отражать ложную картину происходящего. Смотря по общим цифрам, можно заключить, что каждый второй-третий человек на Земле — образованный гуру по спецнаукам.
При выборе книг необходимо выискивать шедевры. Они точно есть, они не могли взять и попросту исчезнуть по окончанию времён Маяковских и Пушкиных. За «общим качеством», за горками низкокачественной коммерческой литературы никто не замечает литературу гениальную — ту самую, которую завещали Достоевские и Блоки. Тот самый поклон искусству.
Имена? Вот они: Людмила Улицкая, Евгений Водолазкин, Инна Кабыш (кто-нибудь знает таких?).
Книжные полки в магазинах вовсе не должны быть полными, с них до́лжно всё сметаться подчистую. То, за что принято любить книги, необходимо искать и превозносить, дабы народ, наконец, понял, что литература жива. Более того, она прогрессирует:
- Изобретаются новые жанры, сочетаются стихотворные слоги, проза поддаётся экспериментам.
- В Интернете появляются литературные сайты, форумы и каналы на видеохостингах.
- Стихи современных поэтов накладываются на музыку и звучат со всех радиостанций.
- Отрывки из сочинений современных прозаиков публикуются в социальных сетях, и их видит каждый, кто имеет хоть один глазок.
- Хорошие книги пишутся и публикуются целым скопом.
Проще говоря, мы живём в мире прекрасного. В мире, который никто не хочет замечать.