Чем больше знакомлюсь с верованиями людей из далёкой старины, тем больше убеждаюсь, что не зря наши предки верили в духов. Верили, что духи присутствуют во всём, даже в так называемой неживой природе.
А почему неживой? Можно часами смотреть на море — разве оно неживое? Сколько мощи демонстрирует эта водная стихия, размеренно накатываясь на берег, сколько ярости — когда штормит! А маленькая речушка, изнывающая от последствий человеческой деятельности, бессловесно взывает нас о помощи? Она жить хочет, как и мы.
И подумалось мне, лучше было в те далёкие времена, когда человек не считал себя царём Природы, а боялся злых духов, что останавливало его от безрассудных деяний по отношению к окружающему миру.
Вот и получается, что злые духи, возможно, не такие уж и злые. Знающие люди говорят, что для мудрых Карачун несёт прозрение и видение того, что скрыто от глаз и ума людского. Для других же — это страх и ужас.
Кто же такой Карачун? У славян это злой дух, сокращающий жизнь. По другой версии — это божество нижнего мира, которому подвластны холод, мороз и мрак. Некоторые считают, что Карачун — это одна из ипостасей Чернобога.
В славянской мифологии зимний солнцеворот и праздник Коляда называли Карачуном (украинское — Корочун, белорусское — Коронуй). Молдаване Карачуном (Крачунцом) называли божество, от которого зависит урожай наступающего года.
Почитали Карачуна в день зимнего солнцеворота, в самый короткий день, который приходится в разные годы на 21−25 декабря. Велика в этот день сила грозного Карачуна. Но тому, кто живёт по совести, она не страшна.
Как и у всякого божества, у Карачуна есть своя свита — медведи-бураны, волки-метели да птицы-вьюжницы. Есть поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой». Повернулся медведь — половина зимы осталась позади.
В честь волков-метелей декабрь месяц в старину многие народы величали волчьим месяцем. Было ещё и такое поверье: волки из свиты Карачуна питаются людскими неблаговидными поступками, поэтому тем, кто живёт праведной жизнью, они вреда не причиняют.
Постепенно Карачун трансформировался в Мороза, повелевающего зимними холодами. Александр Рудазов в романе «Преданья старины глубокой» представляет Карачуна братом Мороза-Студенца и младшим духом мороза.
Не любит Мороз тех, кто дрожит от холода и жалуется на стужу. Весёлым и бодрым он дарит здоровье и силу.
В помощниках у Мороза трескуны, или мароссы. Летом они крепко спят и набираются сил, а с приходом зимы устремляются в образе снежинок на землю. Веселятся они зимой, бегают по земле, нагоняют стужу и заставляют трещать деревья.
Люди издавна почитали Мороза и лепили в честь него Снеговиков. Эта традиция продолжается и в наши дни. И надо заметить, снеговики всегда веселы и доброжелательны по отношению к людям.
Некоторые исследователи славянской мифологии считают, что образ Карачуна слился с образом Кощея.
В более позднее время Карачуна называли богом скотьего падежа — в период лютых морозов домашний скот зачастую погибал от голода, холода и болезней.
Как видим, толкований множество, и поскольку письменных доказательств не существует, то каждый представляет это божество наиболее приемлемым для себя образом.
Как бы ни было, но в народе сохранилось выражение «карачун», обозначающее смерть, погибель. Люди, например, часто говорят: «задать карачуна», «хватил карачун».
Даль увязывает имя этого духа с болезненным состоянием человека: скорячило спину, ногу.
Кроме того, по Далю, пятиться назад — карачить. Это подтверждает версию о том, что Карачун заставляет день пятиться, укорачиваться, и тогда наступает его пора — пора мороза, холода и для некоторых погибели.
Люди представляют Карачуна седым стариком, у которого тяжёлый взгляд и суровое лицо. Одет он в синий кафтан или белую шубу. В руке держит посох, которым ударяет о землю и сковывает её морозом.
Такой образ грозного духа отлично изобразил на своей картине «Карачун» художник Виктор Корольков.
А вот как пишет в сказке «Корочун» Александр Ремизов:
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается. Царствует дед Корочун. Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь. Звонкие крепкие ночи. Звездные ночи, яркие, все видно в поле. Щелкают зубом голодные волки…»
Пускай живёт Карачун в наших душах, как память о наших предках, живших в гармонии с Природой. Хочется верить, что те, кто почитает и не страшится сурового духа, получит от него в дар здоровье и долголетие.