И тем не менее творчество Рози резко отличается от работ его коллег по цеху. Страстно преданный процессу поиска истины режиссер никогда не позволял себе перестать ее искать. Рози предпочитал позиционировать свои фильмы, снятые в жанре триллера и политических детективов, как драматические постановки, часто затрагивая реальные и актуальные социальные проблемы.
Уроженец Неаполя, Рози не понаслышке знал, как на юге Италии властные структуры перемежаются с криминальной средой, создавая поистине адскую смесь коррупции и безнаказанности. Южный темперамент и характер в полной мере раскрываются в персонажах его картин: от продавца, сопротивляющегося мафии, до сицилийского бандита Сальваторе Джулиано, бросившего вызов всей Италии; от гангстера Лаки Лучиано до цыганки Кармен; от политики бедности в ленте «Христос остановился в Эболи» до бедствующей политики в «Трех братьях» (1981).
Убежденный левый и столь же большой приверженец модернизма, Франческо Рози всегда в своих работах налегал на визуальную составляющую, при помощи коей ему удавалось передавать и политические, и эмоциональные настроения. В этом ему помогали два великих оператора — Джанни Ди Венанцо в период черно-белого кино и Паскуалино Де Сантис с приходом в
Франческо Рози родился в 1922-м, в год, когда к власти в стране пришли фашисты, и вырос в уютной домашней обстановке. К искусству кино его приобщил отец, для которого съемка на любительскую камеру была хобби, занимавшим всё свободное время. Рози с детства любил смотреть фильмы, увлеченно читал соответствующие журналы, однако когда пришло время делать выбор, он уступил пожеланиям отца и отправился в университет изучать юриспруденцию. Его занятия были прерваны войной. Вернувшись в Неаполь год спустя, он продолжил обучение, но уже без особого рвения; его больше увлекали театр и радио.
Попав в кино, Рози успел поработать со многими маститыми режиссерами — Матараццо, Эммером, Антониони, Алессандрини. Больше десяти лет он помогал другим воплощать их идеи, пока в 1957-м сам не созрел для своего первого полноценного художественного фильма — ленты «Вызов» (1958). По технике, по уверенной режиссуре этой картины видно, что годы подготовки не прошли даром.
«Вызов» черпает вдохновение как в американских гангстерских фильмах, так и в неореалистических лентах коллег Рози. При этом он является первой ласточкой уникального фирменного стиля режиссера и вкратце характеризует всё его последующее творчество, концентрируя внимание зрителя на так называемом «Южном вопросе» — социальной и экономической отсталости юга страны от северных соседей, а также на проблематике нелегальных отношений власти и криминальных структур, переплетающихся здесь так тесно, что невозможно отличить одно от другого.
Несмотря на то что первые работы Рози были интересны и увлекательны и сформировали о нем положительное мнение, настоящая слава пришла к кинематографисту лишь в 1961-м, когда на экраны вышла лента «Сальваторе Джулиано». Главный герой, чье имя вынесено в заголовок — это мелкий преступник, в 1943 году совершивший убийство полицейского, дабы избежать ареста. Спасаясь бегством в горах Западной Сицилии, он постепенно собрал вокруг себя верных ему людей и получил в округе статус местного Робин Гуда.
Дальнейшая судьба Джулиано не блещет оригинальностью. Когда сепаратисты сгинули в небытие, их место заняли монархисты и мафия, напуганные стремительным ростом популярности левых настроений в итальянском обществе. В результате Сальваторе и его банда оказались замешаны в перестрелке, в ходе которой погибло 11 и было ранено 27 человек. Власти организовали охоту на зарвавшихся преступников и в 1950-м Джулиано погиб при таинственных обстоятельствах.
Десять лет спустя Франческо Рози своим фильмом попытался найти ответы на волнующие его вопросы в этой истории, поставив официальную версию под сомнение. Таким образом, «Сальваторе Джулиано» стал первой лентой Рози, снятой в стиле «документально-ориентированного» кино. По словам одного киноведа, это понятие включало
Финансовый и творческий успех «Сальваторе Джулиано» лишь укрепил веру Рози в то, что грамотно изложенная в фильме гражданская позиция может оказать существенное влияние на общественное мнение. Таким образом, свою следующую работу, политическую драму «Руки над городом» (1963), он посвятил вопросам, связанным с коррупцией в строительном бизнесе.
Закономерно, что свои самые заметные картины Франческо Рози снял в 70-е, или так называемые «годы свинца» (Anni di Piombo), ставшие для Италии очень тяжелым периодом. Эти годы страна жила в обстановке социальной нестабильности, политических конфронтаций и регулярных террористических актов.
В начале 70-х Рози снял три фильма подряд, считающиеся его лучшими работами в итальянском кино. Речь идет о картинах «Дело Маттеи» (1972), «Лаки Лучиано» (1973) и «Сиятельные трупы» (1976), которыми Рози вернулся к своему фирменному стилю «документального расследования», начатого им в «Сальваторе Джулиано».
Подобно бандиту Джулиано, Энрико Маттеи был харизматичной и весомой фигурой в истории послевоенной Италии. Назначенный для ликвидации нефтяной компании, вместо этого он расширил сферу ее влияния и начал разрабатывать новые источники энергии. Будучи гремучей смесью макиавеллиста и идеалиста, Маттеи открыто использовал финансы своей компании для подкупа политиков разных мастей. Он же отказался работать с американцами и в поисках более дешевых предложений отправился на Восток, в том числе к арабам и русским. Для всесильных американских нефтяников Маттеи стал большой занозой, да и его политические махинации на родине нажили ему уйму врагов.
В 1962 г., на вершине своей власти и успеха, Энрико Маттеи погиб при загадочных обстоятельствах в результате авиакатастрофы в окрестностях Милана. Официальная версия гласила, что причиной падения самолета стала плохая погода, однако очевидцы утверждали, что взрыв произошел еще до столкновения с землей.
Рози попытался разобраться в истинных причинах катастрофы и пролить свет на Маттеи, как человека и бизнесмена. Один из консультантов, помогавший Рози проследить в деле Маттеи след мафии, журналист Де Мауро, неожиданно пропал без вести. Так что, по сути, «Дело Маттеи» лишь наплодило новых вопросов, оставив старые без ответа.
Закончив работу над стилизацией жизни знаменитого гангстера Лаки Лучиано, которого в одноименном фильме сыграл Джан Мария Волонте, Рози приступил к работе над лентой «Сиятельные трупы». Главный герой, честный инспектор полиции Рогас, расследует дело об убийстве судьи в Южной Италии. Все ниточки ведут к некоему фармацевту, получившему стараниями судьи тюремный срок, однако вскоре Рогас понимает, что в деле замешаны гораздо более влиятельные и могущественные силы.
Спустя лишь два года, в 1978-м, Италию потрясло дело о похищении и убийстве видного политика, бывшего премьер-министра страны Альдо Моро. Многие ожидали, что Рози отреагирует на это событие очередным кинематографическим расследованием, однако режиссер неожиданно обратился к несвойственной для себя тематике, сняв антифашистскую драму «Христос остановился в Эболи».
К сожалению, с приходом 80-х стиль Рози утратил свою остроту, и он вступил в период творческого застоя. В 1984 г. из-под его пера вышла красивая, но весьма прямолинейная киноверсия оперы «Кармен», а в 1987 он экранизировал «Хронику объявленной смерти» Габриеля Гарсия Маркеса.
Последним громким проектом Рози стал политический триллер «Забыть Палермо» (1990) с участием приглашенных американских и французских актеров, в том числе Джеймса Белуши, Мими Роджерс, Филиппа Нуаре и Витторио Гассмана. В картине явно чувствуются нотки ранних работ режиссера, снова исследующего потайные связи закона и криминала, однако смотрится это как-то неубедительно и поверхностно.
Провал «Забыть Палермо» расстроил Рози, и он решил на некоторое время оставить большое кино, отправившись в свой родной Неаполь, где под его авторством вышел документальный фильм «Неаполитанский дневник».
В одном из своих интервью, данных им в новом тысячелетии, Рози сказал:
«Я верю, что, снимая кино, не ради смеха или развлечения, но ради правды, ради настоящих ценностей, мы можем восстановить утраченную важность человеческого достоинства. Иногда честь и достоинство могут быть гораздо важнее, чем сама жизнь».