Перейти к четвертой части статьи
К счастью, я начал смотреть его сразу после выхода — в 2011 году, ещё до того, как поднялась вся эта шумиха. И в тот момент мог хвалить его от чистого сердца. Правда, в первые 10 минут просмотра чуть было не выключил телевизор — появление на экране «ходячих мертвецов» предвещало очередную банальную зомби-поделку. Ан нет, чем дальше я смотрел, тем интереснее закручивался сюжет.
В отличие от других фэнтези-сериалов, «Игра престолов» не злоупотребляла магией. Сюжетной «пружиной», как и следовало из названия, стали хитросплетения политических интриг, поданных нарочито жёстко и «реалистично». Здесь нет практически ни одного персонажа, которого однозначно можно назвать «положительным».
Для усиления «жести» сериал под завязку наполнили натуралистическими сценами убийств, пыток и секса самых разных оттенков. В принципе, я ничего не имею против «оголёнки», если она нужна для создания атмосферы или сюжетной линии. Однако в «Игре престолов» две трети сексуальных сцен (к тому же снятых на грани порно и с порноактрисами) не несут в себе никакой смысловой нагрузки и просто служат дешёвым способом привлечь внимание зрителя. Недаром я сразу прозвал их «порноминутками», похожими на «музыкальные паузы» в игре «Что? Где? Когда?».
Ещё одной «фишкой» сериала являются беспощадные и неожиданные убийства персонажей — в том числе и ключевых. Однако, злоупотребление этим приёмом постепенно притупляет восприятие, и даже «кровавая свадьба» поражала меня куда меньше, чем смерть главного героя в 1-м сезоне.
Кроме того, к 3-му сезону я уже чётко осознавал, каких персонажей «безжалостный» Мартин всё-таки пощадит и прибережёт до самого конца. По-моему мнению, таковыми должны были стать три «светоча демократии»: мать драконов Дейнерис, карлик Тирион и бастард Джон Сноу.
Поэтому, когда в конце 5-го сезона Сноу закололи, я всерьёз расстроился — не за персонажа, конечно (по мне, он в этом сериале самый неуместный, похожий на современного лапочку-студента из колледжа). Но уже в 6-м сезоне адски захохотал, когда «студента» воскресили. А ведь Мартин когда-то укорял Толкина, заявляя, что у него бы Гэндальф никогда бы не воскрес.
Кстати, на роль четвёртого неубиенного персонажа я хотел назначить зловредную сестру Ланнистеров — Серсею. И хотя не был в этом стопроцентно уверен, как выяснилось, не прогадал бы.
Про актёрские работы и типажи подробно говорить не буду — на них держится половина успеха сериала. Лично я бы особенно отметил роли Серсеи (Лина Хиди) и карлика (Питер Динклэйдж) — играют очень здорово и убедительно. Ну, а Дейенерис (Эмили Кларк) можно и вовсе не играть — настолько она мила и хороша собой.
Теперь о минусах…
Неизбежным недостатком экранизации романов Мартина стало обилие героев и сюжетных линий, разбросанных по всей географической карте. В первом сезоне они ещё не столь разрозненны. Но затем создатели сериала стали нарезать эти линии тонкими слоями на каждую серию, отчего внимание зрителя постоянно отвлекалось. Лучше бы сделали, как в первоисточнике, уделив каждой линии отдельную серию.
Другой объяснимый недостаток — нехватка бюджета, которую испытывали первые сезоны «Игры престолов» (масштабные сражения либо подавались весьма скупо, либо не изображались вообще). Однако вместе с популярностью сериала рос и бюджет. И если раньше даже королевская охота выглядела как поход трёх мужиков пешком с одним копьём, то теперь создатели могли выделить целую серию на битву за Стену. И это, наверное, единственный плюс последних сезонов.
В остальном недостатки сериала стали расти, как снежный ком. Всё это напомнило мне ситуацию, происходившую с книжной серией о Гарри Поттере. Как только вокруг сериала началась шумиха, книги начали расти в объёме и падать в качестве. Вместо увлекательной сказки мы получили тяжеловесное фэнтези с кучей сюжетных линий. Ну, а «вишенкой на торте» стало заявление Джоан Роулинг о том, что Дамблдор-то, оказывается, гей (хорошо, что не педофил).
Правда, в «Игре престолов» никто кокетничать не собирался — геев и прочих извратов там с самого начала хватало с лихвой. Но «прогрессивной общественности» этого всё равно было мало — внезапно оказалось, что авторы недостаточно освещают проблемы феминизма.
Помнится, особый вой среди упоротых феминисток вызвала сцена изнасилования Сансы (кстати, вполне логичная на фоне большинства «порноминуток»). При этом сцена, где тот же отморозок оскопляет Теона Грейджоя, никого почему-то не тронула. В итоге к концу сериала почти всех мужиков (из тех, кто выжил) «зачмарили» и оттеснили на второй план — за спины независимых, сильных и умных женщин.
И это было ещё не всё. Сюжетные линии сериала окончательно запутались, а некоторые и вовсе оказались «пустыми». Характеры персонажей необъяснимо менялись (например, сильно поумнела хрестоматийная дурочка Санса), а поступки стали совершенно нелогичными (и это в сериале, претендующем на реалистичность).
Скажите, стоило ли рисковать ключевыми фигурами и драконом ради того, чтобы изловить одного «ходока»? Ну, это приблизительно, как если бы Сталин и Жуков с чертежами «Катюши» в кармане лично побрели в белорусские леса ловить немецкого «языка», чтобы показать его Черчиллю. И какой бы «натуральной блондинкой» не была Дейнерис, скажите, зачем она направляет своего дракона прямо на катапульту? Нельзя облететь, что ли? Или хочется повторить подвиг
И вот здесь надо сказать главное: книг Мартина я не читал. А ведь множество недочётов «Игры престолов» (тот же воинствующий феминизм) — вина вовсе не писателя, а создателей сериала.
Как оказалось, наиболее похожим на первоисточник вышел первый сезон (недаром он до сих пор остаётся лучшим). А вот дальше создатели сериала стали вносить изменения — причём чем дальше, тем радикальнее. Более того, последние сезоны стали выходить раньше, чем книги…
Тем, кому, как мне, лень читать тома Мартина, предлагаю посмотреть на Ютьюбе ролики видеоблоггера под ником «Red Cynic», который детально разбирает несоответствия между книгой и сериалом. Например, говорят, в оригинале дочь Баратеона — Ширен — никто не сжигал, а книжная Серсея умом не отличалась и всегда была тупой злобной стервой.
К сожалению, «Игра престолов» — не тот случай, когда зрителю можно посоветовать остановиться на третьем или четвёртом сезоне. Вся эпопея изначально двигалась к некой развязке-«Армагеддону», поэтому придётся досмотреть её до конца (как приходилось дочитывать «Гарри Поттера»). Благо конец уже не за горами — последний 8-й сезон канал HBO обещает показать уже в апреле 2019-го.