История их расцвета и упадка является одним из ключевых моментов в отношениях Италии и Голливуда, если, конечно, рассматривать эту связь как нечто стоящее упоминания. Ведь многие небезосновательно считают, что Голливуд всегда выступал в роли культурного доминанта.
Было бы неправильно приписывать небывалый успех итальянской кинопромышленности середины 50-х — конца 60-х только этой троице, но важно, что благодаря их кипучей деятельности внутри страны и за ее пределами, благодаря множеству международных премий, они стали движущей силой для остальных.
Разнообразие жанров и бюджетных схем позволяло им финансировать высококачественные, элитарные фильмы за счет прибылей картин менее изысканных, но популярных в народе (например, лент с участием легендарного комика Тото или легких комедий режиссера Стено).
Гоффредо Ломбардо унаследовал Titanus от своего отца Густаво, после смерти последнего в 1951 г. Густаво пришел в кинобизнес в 1908-м, основав кинокомпанию Film Italiana в Турине. Медленно, но верно он приобрел права на прокат на территории Италии продукции французских Gaumont и Le Film d’Art, а также крупнейших итальянских кинокомпаний, неустанно расширяя свой бизнес на полуострове. В 1928 г. Ломбардо открыл производственное отделение Titanus, ориентированное на выпуск популярной и малобюджетной кинопродукции.
В период с 1938 по 1944 годы компания выпускала всего лишь по два фильма в год, ориентируясь на непритязательную, неприхотливую аудиторию южной Италии, где стабильной популярностью пользовались комедии с Тото и подобные им. После окончания войны фирме удалось выжить только благодаря показу американских лент, ибо Ломбардо-старший сумел обеспечить надежность и регулярность поставок.
С 1952 года отставание от Голливуда стало сокращаться, ибо Titanus с каждым годом наращивала темпы производства. Компания финансировала «комедии по-итальянски», спагетти-вестерны, детективы, документальные ленты, а также приключенческие и драматические фильмы, став одной из основательниц так называемого движения «розового неореализма». Titanus также помогала развитию арт-хауса, спонсируя серьезных режиссеров: Висконти — «Рокко и его братья» (1960) и «Леопард» (1963), а также Витторио Де Сика — «Чочара» (1960).
В начале 60-х компания чуть было не стала банкротом из-за неудачного вложения средств в крупнобюджетные ленты Висконти «Леопард» и Роберта Олдрича «Содом и Гоморра» (1962). Слава Богу, обе картины финансировались совместно с Голливудом, поэтому потери оказались меньшими, чем если бы права принадлежали только итальянцам.
Компании удалось выжить, чтобы в 70-х снова почувствовать успех: на экраны вышли фильмы «Неизвестный венецианец» (1970) Энрико Марии Салерно, «Птица с хрустальным оперением» (1970) Дарио Ардженто и «Казанова» (1976) Федерико Феллини. Тем не менее с приходом 80-х и 90-х, Titanus подверглась жесткой реструктуризации и окончательно перешла в сферу телевидения, где под этим брендом снимались популярные драмы и телевизионные сериалы.
Карьера другого итальянского продюсера, Карло Понти, началась удачно; первый же его фильм «Маленький старинный мирок» (1940) Марио Сольдати стал коммерчески успешным. Уроженец Ломбардии, Понти последовал по стопам отца и получил юридическое образование. Именно так он и пришел в кинобизнес — работая над контрактами одной из киностудий.
«Маленький старинный мирок» не только заработал для Понти деньги, но и ненадолго упрятал начинающего продюсера в тюрьму. Картина рассказывала о борьбе итальянцев с австрийцами, в которых любой политически подкованный житель Италии мог легко рассмотреть аналогию с фашистами, тогда правившими страной.
После войны Понти работал на студии Lux Films, продюсируя до 15 картин ежегодно. Карло Понти совместно с
Тогда же, в начале 50-х, состоялась и памятная встреча Понти со своей будущей супругой, тогда еще Софией Лаццаро, малоизвестной актрисой, принимавшей участие в конкурсе красоты, на котором Понти присутствовал в качестве члена жюри. Позднее, с легкой руки Гоффредо Ломбардо, владельца студии Titanus, София Лаццаро превратилась в Софию Лорен и уже под этим, в будущем всемирно известным псевдонимом, стала неофициальной женой Понти.
Неофициальной, ибо в то время развод в Италии был запрещен законодательно, поэтому Понти был осведомлен, что по возвращению на родину ему будет предъявлено обвинение в многоженстве. Тем не менее Понти удалось избежать столь унизительной судьбы, хотя для этого ему, его первой жене и Софии Лорен пришлось стать подданными Франции, где подобные архаизмы уже канули в лету.
Начиная с 1955 года, Понти решил уйти в самостоятельное плавание, работая не только в Италии, но и в остальных европейских странах. Его специализацией стали авторские фильмы, которые он успешно выводил на международный рынок. Речь идет, в частности, о «Докторе Живаго» Дэвида Лина, а также о крупнобюджетных постановках Микеланджело Антониони — «Фотоувеличении» (1966), «Забриски Пойнт» (1969) и «Профессии: Репортер» (1975).
Развитие и рост компании Карло Понти полностью повторяли историю кинокомпании Titanus, а также его бывшего партнера Дино Де Лаурентиса, хотя последний сделал решительный шаг в сторону жанрового кинематографа и обратил свой пристальный взор за океан, на Фабрику грез.
История участия Дино Де Лаурентиса в киноиндустрии чем-то напоминает биографии известных киномагнатов золотой эпохи Голливуда. Сначала — продавец спагетти, затем — кинопродюсер. От независимого кино до построения международного конгломерата. Он был одним из первопроходцев в сфере международного сотрудничества, но в отличие от своих современников и соотечественников Ломбардо и Понти, в начале 70-х перенес большую часть своей деятельности за океан.
Именно здесь он продюсировал такие картины, как «Серпико» (1973) Сиднея Люмета и «Три дня Кондора» (1975) Сидни Поллака. Здесь он познал крупнейший успех в своей карьере с ремейком «Кинг Конга» (1976) Джона Гиллермина, однако большинство крупнобюджетных проектов и масштабных блокбастеров Де Лаурентиса на всем протяжении 80—90-х не оправдывали возложенных на них надежд.
Он потерпел провал с приключенческим фильмом «Баунти», международный проект «Флэш Гордон» с Тимоти Далтоном и Орнеллой Мути не сумел даже окупить бюджет, а «Дюна» Дэвида Линча стала оглушительной катастрофой.
В начале 80-х Де Лаурентис решил немного отдохнуть от кино и открыл два продуктовых магазина под брэндом DDL Food Show: один в Нью-Йорке, один в Беверли-Хиллз. Тогда же, следуя своей мечте, он создал собственную студию по кинопроизводству. Де Лаурентис принял американское гражданство, выкупил кинопрокатную компанию, даже построил за 10 миллионов долларов студию в Австралии, но уже к 1988 году был вынужден расстаться со многими своими активами из-за финансовых неудач его картин.
Тем не менее Де Лаурентиса всегда отличало от коллег по цеху невероятное чутье. Именно он начал активно экранизировать Стивена Кинга, хотя не все эти попытки были удачными. После успешной «Мертвой зоны» (1983) с Кристофером Уокеном последовал провальный «Кошачий глаз» (1985), скучная «Серебряная пуля» (1985) и тотальная катастрофа в виде «Максимального ускорения» (1986).
После неудачи с продолжением «Кинг Конга» итальянец решил вернуться к истокам и профинансировал криминальную драму Майкла Чимино «Часы отчаяния», а также американскую комедию с участием Джанкарло Джаннини и Орнеллы Мути «Однажды преступив закон».
После почти 45-летнего отсутствия в 2000 году Дино Де Лаурентис, наконец, вернулся на Cinecitta, где занимался франко-американским проектом «Ю-571», а также частично продюсировал все три продолжения «Молчания ягнят», начиная с «Ганнибала» (2001). Сегодня продюсер является также одним из собственников Cinecitta.
Забавно, что Де Лаурентис дважды номинировался американскими критиками на «Золотую малину»: в 1986 г. — за фильм «Год Дракона», и в 1994-м — за криминальный триллер с Мадонной «Тело как улика». При этом в 2003 г. на Венецианском кинофестивале соотечественники решили отблагодарить продюсера и вручили Дино Де Лаурентису «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф.