В первой части нашей статьи мы обсудим наиболее часто экранизируемых классиков и составим субъективный топ-лист авторов, чьи произведения пользуются неизменной популярностью.
Уильям Шекспир
И пусть вас не смущает, что английский автор, живший четыре с половиной века назад, по-прежнему занимает лидирующие позиции в части экранизаций. За период с 1898 по 2018 годы кинематограф более 1000 раз использовал тексты Шекспира. И это не считая великого множества фильмов, снятых без указания авторства, а просто использующих шекспировский сюжет в качестве сценарного базиса, благо, что легендарный драматург в своих произведениях затрагивал бессмертные темы, пользующиеся спросом и поныне.
Первым удостоился экранизации вовсе не «Гамлет», и даже не «Ромео и Джульетта», а «Макбет». И понеслось. Примерно по 10 экранизаций в год. Рейтинг внутри библиографии Шекспира, конечно, тоже можно составить, но в целом каждому из его великих творений досталось примерно поровну.
Другое дело, что выделить в этом сонме кинофильмов действительно стоящие работы — трудновато.
Первой по-настоящему серьезной лентой можно считать «Короля Генриха V» (1944) сэра Лоуренса Оливье, в которой он сам и исполнил главную роль. В 1948-м он же снял свой вариант «Гамлета», и вновь с собой любимым в роли датского принца. В том же году американец Орсон Уэллс адаптировал к экрану «Макбет» и тоже не сомневался в выборе актера на ведущую роль. Советское кино выпустило в 1954-м «Ромео и Джульетту» с Улановой и Ждановым (лучший лирический фильм по версии Каннского кинофестиваля).
В 1955-м — сразу две мощные картины: «Двенадцатая ночь» Яна Фрида и «Ричард III» Оливье. В 1961 году 10 Оскаров получает «Вестсайдская история», тоже снятая по мотивам «Ромео и Джульетты». А уже в 1964-м Григорий Козинцев презентует миру первого по-настоящему запоминающегося Гамлета в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Активно с образами Шекспира работали, разумеется, не только его прямые потомки в лице англичан и американцев. Очень весомый вклад внес, в частности, итальянец Франко Дзеффирелли. Именно у него в 1990 году Гамлета сыграл отнюдь не самый очевидный актер на эту роль — австралиец Мэл Гибсон. Сыграл, впрочем, лучше многих. Шекспиром же навеяны сюжеты совсем не драматических картин «Укрощение строптивого» с Челентано и Мути и «10 причин моей ненависти» с Хитом Лэджером.
Нынешний зритель тоже Шекспиром не обойден. Это и «Влюбленный Шекспир», получивший Оскара, и знаменитый мюзикл База Лурмана «Ромео + Джульетта» с Дикаприо, и «Кориолан».
С уверенностью можно сказать, что конца и края шекспировским экранизациям не видно — на ближайшие годы уже запланировано более 30 проектов.
Антон Павлович Чехов
Чехов, как Достоевский и Толстой, весьма популярен не только у нас, но и в Голливуде. На счету у Чехова — 489 экранизаций, вдвое меньше, чем у Шекспира, но тоже очень много. К сожалению, первые фильмы вышли уже после смерти писателя, который тоже умер по нынешним меркам очень молодым — в 44 года (Шекспир прожил 52).
На
Тем не менее, и с этим трудно спорить, чеховские экранизации широкого международного признания не получили. Хотя многие его работы регулярно экранизируются за границей, все они рассчитаны на узкую аудиторию, отнюдь не на массового зрителя.
Федор Достоевский
Достоевский может на сегодня «похвастаться» 229 экранизациями, первая из которых состоялась в 1910 году («Идиот» Пётра Чардынина). Однако и на родине, и за ее пределами большей популярностью пользовались яркие трагические произведения автора — «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание», адаптированные к экрану несколько десятков раз.
К самым же известным фильмам по книгам Достоевского можно отнести «Идиота» (1958) Пырьева с Юрием Яковлевым и его же «Белые ночи» (1959), и «Братьев Карамазовых» (1968). А также «Преступление и наказание» (1969) Кулиджанова, мини-сериал «Подросток» (1983) и снова «Идиот», только уже сериал 2003 года режиссера Владимира Бортко.
Достоевский, хоть и считается одним из самых известных у иностранцев классиков отечественной литературы, в Голливуде и Европе в кино не прижился, его творения многим чаще экранизируются дома.
Чарльз Диккенс
И снова классик английский, на этот раз века XIX-го. У Диккенса на счету 327 фильмов и короткометражек, и он, увы, тоже скончался от инсульта раньше, нежели свет увидела первая картина по его книгам. Вплоть до 1912 года, когда вышел полнометражный «Оливер Твист», Диккенса преимущественно адаптировали «коротким метром».
В 40-х годах прошлого века Диккенсом «болел» его соотечественник Дэвид Лин, чьи «Большие надежды» и «Оливер Твист» были отмечены номинациями на Оскара и Золотого Льва. Лучшим фильмом 1968 года по версии американской киноакадемии стал мюзикл «Оливер!», а в 1971-м четырьмя номинациями на Золотой глобус отмечена экранизация повести «Рождественская песнь» под названием «Скрудж».
Годом позднее к Диккенсу приобщилось и советское телевидение, выпустив на голубые экраны телеспектакль «Записки Пиквикского клуба» с участием целого созвездия наших актеров — Калягина, Быкова, Гафта, Козакова и прочих.
В конце 80-х прошлого века Скруджа сделали персонажем лирической комедии «Новая рождественская сказка», а главного героя сыграл невероятно популярный голливудский комик Билл Мюррей. Все чаще многослойные произведения Диккенса экранизируются в виде мини-сериалов на ТВ. В 1998 году адаптацией «Больших надежд» начинал свою карьеру в Голливуде ныне знаменитый мексиканский режиссер Альфонсо Куарон.
С приходом нового века интерес к английскому классику не угас: в 2005-м историей Оливера Твиста увлекся Роман Полански, а киновундеркинд Роберт Земекис, в процессе экспериментов с визуальной формой, снял свою версию «Рождественской истории» — в формате 3D-мультипликации и с голосом Джима Керри. А уже в 2015—2016 годах сами англичане сделали своеобразный трибьют великому классику, выпустив на телевидении сериал «Диккенсиада» со множеством героев книг автора.
Александр Дюма-отец
Еще один классик, на этот раз литературы французской. На текущий момент — 238 экранизаций, первая из которых состоялась также в позапрошлом веке, на заре кинематографа.
Здесь, само собой, первые места по числу фильмов занимают самые популярные произведения Дюма: «Корсиканские братья», «Граф Монте-Кристо», «Графиня де Монсоро» и бессмертные «Три мушкетера». Последние адаптировались к экрану в самых разных видах более 70 раз, начиная от дословной экранизации образца 1961 года Бернара Бордери и заканчивая экзотическими опусами, вроде «Мушкетеров» Пола Андерсона 2011 года (с дирижаблями и Милой Йовович в образе Миледи) или мультипликационных сериалов («Д'Артаньгав и три пса-мушкетера»).
Разумеется, всех классических авторов в одной статье охватить невозможно. Отметим лишь, что в вышеупомянутый список также входят и такие маститые литераторы:
- Лев Толстой (197 фильмов);
- Эдгар Аллан По (270 фильмов);
- Роберт Льюис Стивенсон (227 фильмов);
- Артур Конан Дойл (230 фильмов);
- Ганс Кристиан Андерсен (220 фильмов).
В следующей статье мы обсудим писателей современных и выясним, кого из них экранизируют чаще.