В честь какого памятника была изготовлена медаль?

Реклама

Знаете ли вы, что некоторые памятник имеют награды? Есть они и у знаменитого монумента Медный всадник (1766−1782), работы Этьена Мориса Фальконе. Его творение не просто увековечивает память царя-реформатора, но и является символом 18 столетия, эпохе великих преобразований.

Каждая деталь композиции имеет свою интересную историю. Так, фигура всадника создавалась в два этапа. Вначале Фальконе исполнил ее обнаженной. Это позволило скульптору точнее передать наиболее выразительные движения императора, правильно изобразить человеческую фигуру. И лишь когда сам образ был найден, статую «стали одевать».

Фальконе выбирал общий, вневременной характер костюма, в котором слились черты русского и античного одеяния. Такой наряд не бросается в глаза, он не отвлекает от главной идеи монумента.

Реклама

Прекрасна и голова Петра. Фальконе долго не мог найти нужный образ, и тогда на помощь скульптору пришла его верная ученица Мари Анн Колло. Она создала портрет императора буквально за одну ночь. Портрет получился очень удачным, и Фальконе использовал его в работе, объявив Колло соавтором. Однако скульптор не механически скопировал работу своей помощницы. Он придал портрету большую обобщенность, лаконичность, подчинил его общему замыслу, сохранив при этом поэтичность и выразительность, так удачно найденную Мари.

Важной частью памятника является конь. Фальконе приказал возле своей мастерской построить помост с тем же наклоном, что и пьедестал будущего памятника. Лучшие всадники многократно вскакивали на него, поднимая коня на дыбы. Скульптор внимательно наблюдал за поведением животного, что помогло ему придать коню естественность и динамичность, показать его свободный неудержимый порыв. Кажется, что пред нами Россия, которую Петр также стремительно вывел на новый этап развития.

Реклама

Однако огромная статуя, держащаяся всего на двух опорах, могла оказаться неустойчивой. И тогда Фальконе нашел удивительное решение, поместив змею у ног коня. Хвост животного слегка, словно случайно касается этой фигуры, образуя тем самым третью точку опоры. Но зрители практически не замечают этого. Для них змея — прежде всего символ зла, предрассудков, с которыми боролся Петр I, проводя свои грандиозные реформы. А чуть позже змея стала восприниматься иначе, как аллегория людских жертв, за счет которых проводились петровские преобразования.

Отдельная тема — пьедестал. Нужный камень обнаружил крестьянин Семен Григорьевич Вишняков в 12 верстах (12, 71 км) от Петербурга. Его перевозка потребовала немало усилий и технически смелых решений.

Реклама

Для передвижения по суше были подготовлено два параллельных желоба, через которые на определенном расстоянии пропускались бронзовые шары. В свою очередь они покрывались вторыми желобами, на которые и помешалась решетка с камнем. Ее приводили в движении с помощью двух, а иногда и больше воротов (канатов), каждый из которых тянуло 32 человека. Так камень двигался 4 месяца.

Дальнейшей его путь лежал через Финский залив, по Неве. Для этого был построен специальный корабль. Он не имел парусов (в движение его приводили
дополнительные, приставленные к нему суда), а длина была в несколько раз больше ширины. Чтобы облегчить погрузку, судно затопили, воротами втащили на него камень, а затем, откачав воду, привели корабль в устойчивое состояние.

Эта трудная перевозка, сам памятник поразил современников. Недаром в ее честь была отлита медаль с гордой надписью: «Дерзновению подобно».

Реклама