Каждая деталь композиции имеет свою интересную историю. Так, фигура всадника создавалась в два этапа. Вначале Фальконе исполнил ее обнаженной. Это позволило скульптору точнее передать наиболее выразительные движения императора, правильно изобразить человеческую фигуру. И лишь когда сам образ был найден, статую «стали одевать».
Фальконе выбирал общий, вневременной характер костюма, в котором слились черты русского и античного одеяния. Такой наряд не бросается в глаза, он не отвлекает от главной идеи монумента.
Прекрасна и голова Петра. Фальконе долго не мог найти нужный образ, и тогда на помощь скульптору пришла его верная ученица Мари Анн Колло. Она создала портрет императора буквально за одну ночь. Портрет получился очень удачным, и Фальконе использовал его в работе, объявив Колло соавтором. Однако скульптор не механически скопировал работу своей помощницы. Он придал портрету большую обобщенность, лаконичность, подчинил его общему замыслу, сохранив при этом поэтичность и выразительность, так удачно найденную Мари.
Важной частью памятника является конь. Фальконе приказал возле своей мастерской построить помост с тем же наклоном, что и пьедестал будущего памятника. Лучшие всадники многократно вскакивали на него, поднимая коня на дыбы. Скульптор внимательно наблюдал за поведением животного, что помогло ему придать коню естественность и динамичность, показать его свободный неудержимый порыв. Кажется, что пред нами Россия, которую Петр также стремительно вывел на новый этап развития.
Однако огромная статуя, держащаяся всего на двух опорах, могла оказаться неустойчивой. И тогда Фальконе нашел удивительное решение, поместив змею у ног коня. Хвост животного слегка, словно случайно касается этой фигуры, образуя тем самым третью точку опоры. Но зрители практически не замечают этого. Для них змея — прежде всего символ зла, предрассудков, с которыми боролся Петр I, проводя свои грандиозные реформы. А чуть позже змея стала восприниматься иначе, как аллегория людских жертв, за счет которых проводились петровские преобразования.
Отдельная тема — пьедестал. Нужный камень обнаружил крестьянин Семен Григорьевич Вишняков в 12 верстах (12, 71 км) от Петербурга. Его перевозка потребовала немало усилий и технически смелых решений.
Для передвижения по суше были подготовлено два параллельных желоба, через которые на определенном расстоянии пропускались бронзовые шары. В свою очередь они покрывались вторыми желобами, на которые и помешалась решетка с камнем. Ее приводили в движении с помощью двух, а иногда и больше воротов (канатов), каждый из которых тянуло 32 человека. Так камень двигался 4 месяца.
Дальнейшей его путь лежал через Финский залив, по Неве. Для этого был построен специальный корабль. Он не имел парусов (в движение его приводили
дополнительные, приставленные к нему суда), а длина была в несколько раз больше ширины. Чтобы облегчить погрузку, судно затопили, воротами втащили на него камень, а затем, откачав воду, привели корабль в устойчивое состояние.
Эта трудная перевозка, сам памятник поразил современников. Недаром в ее честь была отлита медаль с гордой надписью: «Дерзновению подобно».