И правда, кого волнует, что с каждым новым фильмом Тарантино всё больше углубляется в самокопирование? А
Но мы здесь собрались не затем, чтобы критиковать грандов. Лучше вспомним тех, чьи имена в истории кино не должны затеряться.
Уроженка Сочи, девушка с ярким именем Искра Бабич, была любимицей Пырьева на режиссерском факультете ВГИКа. В 1981 году ее 4-я по счету картина «Мужики!..» получила государственную премию РСФСР и была номинирована на Золотого медведя в Берлине. После этого успеха Бабич поставила всего один фильм с участием своей дочери и больше в кино не работала.
Француз Жорж Лотнер за 42 года творческой деятельности снял 48 фильмов — больше фильма в год. В его активе — несколько крепких криминальных лент с участием безусловных легенд вроде Делона или Бельмондо, но лишь однажды Лотнер сумел прыгнуть выше своей головы, сняв всем известного «Профессионала». Над этим фильмом сошлись звезды: музыка, сюжет, харизма Бельмондо. Увы, после «Профессионала» Лотнер неминуемо «сдулся», будто забыв, как снимать кино. И 19 лет просто работал «в стол».
Александр Прошкин. Вспомните навскидку? Вряд ли. А ведь именно ему принадлежит авторство последнего фильма всенародно любимого Анатолия Папанова «Холодное лето пятьдесят третьего…».
До и после «Холодного лета» Прошкин прочно трудился на советском телевидении, снимая мини-сериалы то про Ломоносова, то про Вавилова. Никогда больше его голос не звучал так звонко и дерзко, как в мрачной, безысходной драме про противостояние хороших и плохих уголовников.
Имя Ирвина Кершнера навсегда связано с уже упомянутыми «Звездными войнами». Снятый им 5-й эпизод «Империя наносит ответный удар» по мнению абсолютного большинства фанатов киносериала считается лучшей из всех частей.
Для Кершнера этот подарок судьбы из рук самого Лукаса так и остался самым ценным. За последующие 10 лет режиссер дважды пытался войти в ту же воду — сначала с очередной лентой бондианы (правда, официально непризнанной) «Никогда не говори «никогда», затем с продолжением «Робокопа». Оба раза — мимо кассы. На этом его фильмография и обрывается.
Сериальный режиссер Роберт Маллиган с конца 40-х трудился на американском ТВ, пока ему не доверили экранизацию бестселлера Харпер Ли «Убить пересмешника». В результате — единственная в карьере номинация на Оскара. Всё, что было после этого знакового фильма, хорошо характеризуется названием другой ленты в карьере Маллигана — «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Талантливый сценарист
Родившаяся в Германии будущая чемпионка по кикбоксингу Лекси Александр была единственной девушкой в составе футбольной фанатской тусовки родного Мангейма. Что в 2004 году сподвигло девушку на создание фильма «Хулиганы» с участием
Казалось, что такой сильный старт должен стать началом чего-то грандиозного, но, увы, уже спустя три года Александр «очнулась» на съемках второсортного боевика «Каратель: Территория войны», а затем и вовсе погрязла в рутине сериальных дел, работая над созданием эпизодов для «Стрелы» и «Областей тьмы». Тем зарабатывает и поныне.
Изобретательная то ли комедия, то ли фэнтези, то ли драма «Трасса 60» с участием Гари Олдмана в образе обаятельного Дьявола с трубкой — это единственное светлое пятно в режиссерской карьере Боба Гейла. Впрочем, Гейл не сильно расстроился, так как никогда и не стремился к лаврам постановщика, предпочитая иную кинематографическую ипостась. Именно в ней он прославился навсегда, став одним из самых успешных продюсеров 80-х вместе с трилогией «Назад в будущее».
Ветеран польского кино Ежи Гоффман в 1975 даже номинировался с «Потопом» на Оскара, однако зрители знают и любят его не за эту историческую военную эпопею, а за простецкую мелодраму про пана Вильчура под названием «Знахарь» (не путать с одноименным фильмом с участием Шона Коннери). Эта лента, снятая в лучших традициях «латиноамериканского мыла», многие годы была хитом советского телевидения. Впрочем, видимо за неимением более «мыльных» сюжетов, пришедших в 90-е.
Режиссер из Гонконга Уилсон Ип долго шел к своему лучшему фильму — 13 лет он снимал кино всех жанров, пока не наткнулся на «золотую жилу», экранизировав жизненный путь легендарного Ип Мана — учителя Брюса Ли. И трудно винить Ипа за то, что поймав удачу за хвост, он бросил все свои проекты и вот уже десятый год продолжает «доить» свои же 15 минут славы, снимая очередного «Ип Мана» каждые 2 года. Вот уж и пятый на подходе…
Джорджу Тиллману уже почти полтинник, а его наивысшим достижением по-прежнему является «Военный ныряльщик», которого он снял в 30 лет. В 2010 была попытка плыть по течению с боевиком «Быстрее пули» с участием «Скалы» Джонсона, но это был не лучший материал для того, чтобы всплыть наверх. Тиллман так и остался «режиссером одного фильма». Пока.
Взяв за основу реальную историю учительницы английского языка в классе, где учатся очень трудные подростки из неблагополучного района, сценарист Ричард ЛаГравенес в качестве режиссера поставил свой самый известный (из 7) фильм «Писатели свободы», который хоть и не снискал больших наград, но в своем жанре социальной драмы — очень хорош, и на голову выше «Опасных умов» с Мишель Пфайффер, хотя Coolio здесь и не поет о «гангстерском рае».
В 2018 мы потеряли Давида Черкасского, мультипликатора от Бога, создателя великолепных «Приключений капитана Врунгеля». Но мы будем его помнить, в первую очередь, за шедевральный мультик «Остров сокровищ», который по праву занимает свое место в списке лучших советских мультфильмов всех времен.
Два года, два фильма и оба раза в тандеме с Уиллом Смитом — так итальянец Габриэле Муччино вышел из положения никому не известного европейского постановщика. Сначала «В погоне за счастьем», затем «Семь жизней»: двойной удар по фанатам Смита, привыкшим видеть своего кумира в ролях крутых парней с пушкой наперевес. Однако Смиту нужно было ломать имидж героя боевиков, а итальянец отлично справился с ролью «зицпредседателя», так как и ежу понятно — оба проекта Смит делал сам и под себя.
И напоследок — режиссер не одного фильма, но одного киносериала. Таким мы запомним Игоря Масленникова, долгих лет ему жизни. Потому что никакая «Зимняя вишня» и рядом не лежит с величайшим телевизионным достижением режиссерского таланта Масленникова, сумевшего адаптировать к советскому экрану аристократический образ знаменитого сыщика Шерлока Холмса. За семь лет, с 1979 по 1986 годы, режиссер снял 8 картин с участием Ливанова и Соломина, ставших народной классикой на все времена: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» прекрасно смотрятся в любой, будь то праздничный или будний, день.
Разумеется, это далеко не все «режиссеры одного фильма». И чем их больше, тем больше хороших фильмов, которые хочется смотреть и пересматривать.