Русский пейзаж XIX века: кто его создал и развил?

Реклама
Грандмастер

Попав в Италию на стажировку, русские живописцы не стремились обратно. Брюллов, Щедрин, Иванов восхищались итальянскими пейзажами и ландшафтами, но отказывали в красоте «стране родимых осин». Холодная Россия их не вдохновляла.

И. Левитан, «Вечерний звон», 1892 г.

Карл Брюллов даже как-то заявил, что у нас в основном зима, а писать зиму и снег невозможно: «Всё выйдет пролитое молоко».

Реклама

Увлечение Италией было велико, и тем забавнее, что первый русский пейзаж создал ученик живописца с «итальянской» фамилией. Звали этого художника Никифор Крылов, а его учителем был Алексей Венецианов, тот самый, что разрабатывал в искусстве «крестьянский жанр». Даже поселился с семьей в Тверской губернии, чтобы быть ближе к народу.

Реклама

Никифор Крылов прожил недолго. В 29 лет талантливый живописец умер от холеры. Но за короткую жизнь успел совершить своего рода революцию и доказать, что русские пейзажи ничем не уступают итальянским.

Главным произведением Крылова стала «Русская зима». Персонажи картины настолько удались, что женщина с коромыслом и мужик лошадью стали чуть ли не символами счастливого крестьянского быта в российской глубинке. Образы стали копировать так часто, что они превратились в шаблонно-карикатурные.

Однако в 1827 году картина произвела настоящий фурор. Критики отметили, что удалось художнику передать и зимнее освещение, и туманную даль, и ощущение морозного дня.

Реклама

Другой ученик Венецианова, Григорий Сорока, тоже стремился писать «свою природу». Визитной карточкой художника стала картина «Рыбаки». Работа очень тихая по настроению и сбалансированная по композиции. В ней легко увидеть поэзию пейзажа: озеро рифмуется с небом, тени — с бликами, мальчишки в лодке и на берегу. Весло, опущенное в воду, не даёт всплеска, чтобы не распугать рыбу. Это не просто вид в селе Спасское, а некое идеальное представление окружающего мира. Такими были и другие пейзажи художника.

Григорий Сорока оставался крепостным вплоть до отмены крепостного права. Венецианов так и не смог уговорить хозяина отпустить талантливого юношу на волю, чтобы тот мог обучаться в Академии художеств. После 1861 года, когда крепостное право отменили, Сорока стал крестьянским активистом, попал под арест, был бит, а после повесился.

Реклама

В конце 60-х годов XIX века взгляд на русский пейзаж резко меняется: изображать природу следует без прикрас и без всякого романтизма!

Так считали и делали Федор Васильев с его «Оттепелью» и «передвижник» Алексей Саврасов. Его «Грачи прилетели» стали хрестоматийным отражением того загадочного периода в России, когда ещё не весна, но уже и не зима.

Реклама

У Васильева «Оттепель» ещё и фиксирует вечную проблему нашей страны — дороги. Мужик с ребенком стоят посреди бездорожья и словно замерли в нерешительности: куда же тут идти-то? На заднем плане покосившийся то ли дом, то ли сарай, слякоть дорожная смешивается с небом вдали, брошенные бревна — потерянность, тоска, уныние. Единственное, что оживляет пейзаж — птицы на дороге и в небе.

Создав шедевр в 1871 году, Федор Васильев после прожил всего два года и умер в возрасте 23 лет. Какая-то напасть преследовала русских художников, решивших писать русское, не находите?

Реклама

К счастью, Алексею Саврасову времени отмерено было больше, и он значительно развил направление русского пейзажа: «Просёлок», «Вечер. Перелёт птиц», «Волга», «Вид на Кремль с Крымского моста» показали, как колоритно и виртуозно можно писать природу.

Эстафету отечественного пейзажа у Саврасова принял Иван Шишкин, который считал, что нужно очень детально выписывать все элементы картины, отчего они вполне могут соперничать с фотографиями по реализму.

  • На картинах Шишкина только сосны, а знаете почему? Художник не любил изменчивости природы: то дерево с листвой, то без листвы. Поэтому предпочитал изображать хвойные породы.
Реклама

А вот «Утро в сосновом лесу» у Шишкина не задалось. Это мы считаем его шедевром, а критики того времени удивлялись: «Иван Иваныч, вы чего это туману напустили?» Просто до этого Шишкин не считал нужным правильно отображать световоздушную перспективу в своих работах, и «Утро», по мнению современников, вышло комом.

Интересно, кстати, что последователей у Шишкина не было. Далее пейзаж развивался по саврасовской линии, а потом уже Левитан стал ориентиром для художников.

Исаак Левитан завершил историю русского пейзажа в XIX веке. Художник сочетал в своих работах множество разных техник, которыми владел в совершенстве. Импрессионизм и постимпрессионизм, открытые и закрытые пространства, красота и убогость природы — всё это можно найти на картинах Левитана: «Золотая осень», «Март», «Тихая обитель», «Свежий ветер», «Вечерний звон», «Над вечным покоем». Их хочется не просто рассматривать, а размышлять над ними о жизни и её смысле.

Реклама

«Написанные маслом философские элегии», — так называют живопись Левитана искусствоведы и критики.

Левитан умер в последний год XIX века, оставив незавершенной картину «Озеро. Русь». Автор задумывал её как цельный образ русской природы, но что это за образ — нам уже не узнать…

Реклама