Какова история саундтреков к мультсериалам «Ну, погоди!» и «Винни-Пух»?

Реклама
Грандмастер

Далеко не все многосерийные мультфильмы советского времени можно назвать сериалами в истинном значении этого слова. Ведь основное качество сериала — это не только сквозной сюжет или знакомые персонажи, но и запланированная регулярность выхода серий. А похвастаться этим могли лишь редкие советские мультфильмы (понятие «сезон» и вовсе отсутствовало).

Как правило, снимались они долго (обычно одна-две в год), порой с большими паузами, поэтому больше напоминали не сериалы, а некие «франшизы». Часто режиссёры даже предвидеть не могли, что их мультфильм будет иметь продолжение.

«Ну, погоди!» (1969 — ?)

К примеру, так случилось с самым знаменитым мультсериалом СССР — «Ну, погоди!». Мы настолько привыкли к версии Вячеслава Котёночкина, что мало кто помнит, что у истоков стоял совсем другой режиссёр — Геннадий Сокольский. Недаром его мультфильм называют не первым выпуском «Ну, погоди!», а «нулевым».

Реклама

Да, в нём уже есть хулиганистый Волк с сигаретой во рту и милый Зайчик, за которым он охотится. Да, сценарий этого мультфильма сочиняли всё те же Александр Курляндский и Аркадий Хайт. Однако нетрудно заметить, что внешний вид персонажей ещё далёк от канонического, а знаменитое «Ну, погоди!» кричат не привычным голосом Анатолия Папанова.

Поначалу мультфильм Сокольского не предвещал никакого продолжения. Он был лишь частью дебютного выпуска альманаха «Весёлая карусель» (1969). Однако в том же году Котёночкин решил «воскресить» эту историю, и погоня Волка за Зайцем затянулась на долгие годы…

Как известно, персонажи «Ну, погоди!» всегда были крайне немногословны. Поэтому большую роль смысловой, эмоциональной и юмористической нагрузки брала на себя музыка. А саундтрек в мультфильме был весьма необычным для того времени…

Реклама

Начнём с того, что за всю советскую историю мультсериала «Ну, погоди» в нём прозвучало всего лишь две оригинальные композиции. Первую — «Расскажи, Снегурочка» — написали

Реклама
Г. Гладков и Ю. Энтин специально для 8-го — «новогоднего» — выпуска (подробнее о ней — здесь). Вторая прозвучала в 9-м выпуске и была лишь пародией на вокально-инструментальные ансамбли 1970-х. Музыку к ней сочинил Г. Савельев, а текстом стал «бесконечный» фольклорный стишок «У попа была собака» — видимо, для того, чтобы подшутить над бессодержательностью песен модных ВИА.

Реклама

Остальной саундтрек представлял собой собранные с миру по нитке чужие музыкальные произведения. В СССР по поводу авторских прав никто не парился. Поэтому в «Ну, погоди!» не просто брали без спроса зарубежные хиты (например, «Popcorn» Г. Кингсли или «Caravan» от VENTURES), но даже не указывали их авторов.

Помню, как спустя годы я услышал песню Шер «Little Man» и удивлённо воскликнул: «Так это же музыка из 9-го выпуска „Ну, погоди!“ — ну, того, где Волк и Заяц на телестудии!» Советский меломан должен был обладать недюжинной эрудицией, чтобы «опознать» всю музыку, прозвучавшую в сериале.

Даже мелодия, звучащая в титрах, и та пришла со стороны. Это была композиция «Vízisí» («Водные лыжи»), которую сочинил Тамаш Деак — композитор из Венгрии (тогда ещё социалистической).

Реклама

Ещё одну мелодию Деака — «Tavaszi Seta» («Весенняя прогулка») — можно услышать в 5-м выпуске, в сцене, где Волк несёт в коробке пойманного Зайца.

Реклама

Ну, и, конечно, «львиную» долю саундтрека «Ну, погоди!» составляли отечественные хиты…

Известно, что поначалу Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Владимир Высоцкий. Высоцкого на эту роль утвердить так и не позволили, зато в первом выпуске можно услышать его мелодию «Песни о друге» (из к-ф про альпинистов «Вертикаль»), которую Волк насвистывает, взбираясь по верёвке.

Реклама

Особым национальным разнообразием отличался саундтрек 6-го — «деревенского» — выпуска. Здесь прозвучали белорусская «Касіу Ясь канюшыну» («Косил Ясь клевер») в обработке ВИА ПЕСНЯРЫ, эстонская «На колхозной птицеферме», азербайджанская «Джуджаляри́м» («Мои цыплята») и знаменитый «Танец с саблями» от армянского композитора А. Хачатуряна. Обратите внимание, как идеально и остроумно вплетены эти мелодии в сюжет и темп мультфильма.

Реклама

В общем, если бы я выдавал этому мультсериалу «Оскары», то один из них точно бы был «за музыкальное оформление». Тем более что музыкальный оформитель в титрах указывался (в первых сериях им значился Геннадий Крылов, затем — Инна Липскерова). Хотя, судя по воспоминаниям, в подборе музыке принимал участие и сам режиссёр, и даже его сын Алексей (последнему мы обязаны песней ЗЕМЛЯН «Трава у дома» в 14-м выпуске).

Именно Алексей стал продолжателем дела своего отца и снял в середине нулевых две новые серии «Ну, погоди!». К этому времени плевать на авторские права стало уже нельзя, и подход к музыке новых серий пришлось изменить.

Алексей Котёночкин:
«Тогда можно было использовать все бесплатно, сейчас бесплатно нельзя ничего. Иногда трудно даже найти, кому принадлежат авторские права. Поэтому, чтобы не попасть впросак, мы приглашали композитора — всю музыку нам написал Андрей Державин, клавишник МАШИНА ВРЕМЕНИ».

Реклама

«Винни-Пух» (1969−1972)

Моисей Самуилович Вайнберг (1919−1996) давно и плотно работал в сфере кино. Он был автором саундтреков к таким известным фильмам, как «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Гиперболоид инженера Гарина», «Афоня»… Многие хорошо помнят и «Песню Бена» («Тяжёлым басом гремит фугас…») из к-ф «Последний дюйм». Однако сам композитор признавался, что из всего творческого наследия его лучше всего «кормили» детские песенки из мультсериала про Винни-Пуха.

Реклама

«Винни-Пух» не был первым и единственным опытом работы Вайнберга в анимации. Его музыку можно услышать в таких мультфильмах, как «Двенадцать месяцев» (1956) и «Каникулы Бонифация» (1965). Но, наверное, за всю свою долгую карьеру композитор не сочинял ничего столь простого, даже, можно сказать, примитивного. На первый взгляд, кажется, что такие мелодии мог придумать четырёхлетний ребёнок. Но ведь, собственно, этого композитор и добивался. Песни «Винни-Пуха» по-своему гениально вписаны в ткань мультфильма и образ персонажа. Нам действительно легко представить, что плюшевый медвежонок только что набубнил их себе под нос.

Конечно, успех всех этих «бубнилок», «пыхтелок» и «кричалок» — заслуга не только Вайнберга, но и

Реклама
Бориса Заходера, блестяще адаптировавшего сказку Милна для советской детворы. Хотя в пересказе Заходера уже была уйма замечательных стишков, в сценарий попали лишь три: «Я Тучка, Тучка, Тучка…», «Если б мишки были пчелами…» и «Хорошо живёт на свете Винни-Пух!». Остальные песенки переводчик сочинил специально для мультсериала.

Строчки из них тут же ушли в народ («Мёд — это очень уж странный предмет… Мёд — если есть, то его сразу нет!», «Куда идём мы с Пятачком — большой-большой секрет!», «И я, и я, и я того же мнения!») и стали источником множества анекдотов, цитат и пародий.

Пародия:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
То здесь сто грамм, то там сто грамм…
На то оно и утро!

Реклама

Анекдот:
Донос Пятачка в налоговую инспекцию: «Хорошо живет на свете Винни-Пyх …».

Из песни группы СЕКТОР ГАЗА «План»:
…Но кайф самый лучший, по-моему, «план»,
Только он опустошает карман.
Деньги спустил как последний лопух…
Всё-таки прав был медведь Винни-Пух.
Ведь «план» — это очень уж хитрый предмет,
Всякая вещь или есть или нет,
А «план», я никак не пойму в чём секрет,
Он если есть, то его сразу нет.

Огромный бонус мультфильму добавили и колоритные голоса персонажей. В первую очередь, голос Евгения Леонова, который не только озвучил Винни-Пуха, но и сам исполнил все песенки.

Евгений Леонов:
«Как всякий человек, у которого нет ни голоса, ни слуха, я очень люблю петь. Правда, режиссеры раньше не разрешали мне петь в спектаклях и фильмах.

Реклама

Впервые я запел в фильме: „Москва, Черёмушки…“ — куплеты управдома. А было это так. Фильм снимался по оперетте Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. И вот перед началом съёмок нам сказали, что на студию приедет композитор, послушать, как мы поём. Артисты очень волновались и старались петь по всем правилам вокального искусства. После прослушивания Дмитрий Дмитриевич сказал, что на его взгляд, утвердить нужно только одного актёра — тут он засмеялся и указал на меня: „Он ни в одну ноту не попал, но всё спел — такого я еще никогда не слышал“.
С тех пор я расхрабрился и стал понемножку петь то в спектаклях, то в картинах, то в телепередачах, то в мультфильмах».

Ну, и, конечно, нельзя забывать и о главном конструкторе мультфильма — режиссёре

Реклама
Фёдоре Хитруке, который умело использовал все эти краски для создания своего полотна. В частности, именно он долго и тщательно подбирал актёров для озвучивания персонажей. Но даже когда выбор пал на Евгения Леонова, режиссёр всё ещё не был удовлетворён. Голос актёра казался ему низковатым для плюшевого медвежонка (как и голос Пятачка, за которого говорила Ия Саввина). Выход был найден простой: чтобы придать голосам «детскости» плёнку с записью просто ускорили.

К сожалению, мультистория «Винни-Пуха» закончилась уже на третьей серии. Хитрук и Заходер видели персонажей по-разному и, в конце концов, перессорились. Случись иначе, уверен — мы бы услышали ещё немало заразительных песенок, например, про ужасного Слонопотама, серия с которым так и не увидела свет…

Продолжение следует…

Реклама