Эти инструменты, созданные в
Скрипка появилась как развитие виолы. Появилась она, в Италии и называют ее там violino, указывая, какой инструмент стал основой для появления «маленькой виолы». Ее предшественница, виола, появилась в Европе в самом начале XV века. Семейство виол было весьма велико. Были маленькие виолы и виолы большие. А виолино была вначале народным инструментом. Продукт, сделанный ремесленником, звук имел именно ремесленного качества.
Но в XVI веке в Кремоне Андреа Амати основал династию мастеров по изготовлению скрипок и начал делать виолини особого качества. Был он незнатного рода, посему когда он родился — неизвестно. Известно лишь, что основатель Кремонской школы Андреа Амати умер в 1577 году.
Мастер обучил своему искусству своих сыновей, и они продолжили его дело. Но самым знаменитым скрипичным мастером стал его внук Николо Амати. Именно он изменил форму violino, сделав ее чуть больше, дав ей более тонкую «талию» и слегка изменив все остальные пропорции инструмента. Это и сделало инструмент той самой скрипкой, которую знают сегодня.
Его учениками были Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Оба многие годы работали подмастерьями в мастерской Николо Амати, изучая все тонкости создания инструмента для музыкантов-виртуозов…
В СССР был отличный фильм «Визит к Минотавру», там отлично показано, сколько самоотверженного труда нужно было, чтобы хоть сколько-то приблизиться к мечте — секрету создания великолепных скрипок. И сколько сил требовала потом работа в мастерской.
Николо Амати удалось продлить существование Кремонской школы, передав секрет изготовления музыкальных инструментов своим ученикам, тогда как его собственные дети и внуки, увы, оказались неспособными воспринять весь сложный комплекс технологии изготовления инструмента.
Та же участь постигла и Страдивари, и Гварнери — им не удалось передать свои секреты своим потомкам.
Инструменты работы Гварнери и Страдивари столь же знамениты, как и инструменты, сделанные Амати. На них играют лучшие музыканты-виртуозы, их хранят в бронированных сейфах коллекционеры, ибо их и изготовлено-то было всего несколько сотен. А потом прошли века, были войны, пожары и наводнения. Те скрипки Кремонской школы, что остались, оцениваются во многие миллионы долларов, их бережно хранят, а для игры используют только в особенных случаях.
Так почему погибла Кремонская школа изготовления скрипок? Появился массовый спрос на инструмент, а мастера каждое свое произведение делали долго и тщательно, каждая скрипка была очередным их шагом к созданию «абсолютно совершенной скрипки», каждая чуть-чуть отличалась от других.
Ремесленники от изготовления инструментов без лишних размышлений о совершенстве звука делали скрипки, похожие на те, что делали мастера из Кремоны, делали они их много, дабы удовлетворить спрос, чтобы каждый желающий мог купить скрипку. Звук у этих скрипок был совсем не такой, как у кремонских, но… для игры в трактире или в салоне знатного вельможи этого и не надо. В трактире не услышат, а вельможа не поймет.
Вместе с мастерами Кремонской школы умерли и их секреты: какие особенные требования были к древесине, в чем ее вымачивать, как и сколько времени сушить, чем пропитывать, какой должен быть состав лака, как им покрывать инструмент. Ходили слухи, будто нарезанные из высушенной древесины досочки дерева определенного сорта, заготовки для будущих скрипок, мастера Кремонской школы держали несколько лет на колокольне собора в месте, защищенном от дождей и Солнца, но открытом ветру, чтобы древесина заранее пропитывалось музыкой колокольного звона.
Если секреты пропорций скрипки узнать легко — достаточно просто взять одну из скрипок великих мастеров и, разобрав, измерить, то секреты лака или подготовки и обработки древесины — в нынешнее время все еще загадка.
Так почему же секреты Кремонской школы не раскрыты вот уже скоро полтысячелетия? Вопрос в целесообразности.
Современные мастера делают отличные скрипки средненького звучания — для обучения игре. Не проблема сделать отличную электроскрипку, в которой сверхвысококачественное звучание создаст электронная начинка инструмента. Зачем пытаться понять, что именно Страдивари делал с деревом, чтобы звук скрипки был неповторимым, если, сделав среднего качества электроскрипку, можно при помощи электроники получить звук «не хуже, чем у Страдивари»?
Будь у современных специалистов необходимость узнать секреты мастерства Амати, Гварнери, Страдивари, уверен, тайна была бы раскрыта. Просто сегодня в этом нет необходимости. Такова, увы, правда: технология победила искусство.