Во-первых, император Павел Первый
выпустил несколько указов, предоставлявших переселенцам новые льготы. В частности, ранее выданные земельные участки, не очень пригодные для земледелия, разрешалось заменять новыми.Во-вторых, Александр Первый, вскоре сменивший Павла, подтвердил последовательный курс Российского государства на привлечение иностранных специалистов. Именно специалистов, потому что среди первых переселенцев было много случайных людей, и даже авантюристов. Их решили отсечь.
Изначально русское правительство гарантировало колонистам освобождение от военной и гражданской служб, а также необходимости давать присягу на суде. Кроме этого, обеспечивалась свобода вероисповедания. Это не расходилось с делом, ведь при помощи государства в Саратовской губернии выстроили 24(!) церкви для иноземцев.
Известно, что в самом начале ХIХ столетия в описываемом селении было три храма для колонистов: лютеранский, католический и реформатский. Православная церковь тут появилась позже.
По воспоминаниям очевидцев, город Екатериненштадт был опрятен и приятен. Населения тут было немного, но улицы и площадь сформировали изначально так, что Екатериненштадт по количеству жителей вроде как не дотягивал до города, но по планировке являлся им в полной мере.
Помимо трёх церквей для колонистов, в описываемом городе располагалась школа, дом пастора, колокольня (для общегородских нужд), а также восемь деревянных (пока) лавок.
Немецкие поселенцы преуспели в сельском хозяйстве. Разумеется, они высаживали здесь зерновые культуры. Помимо этого, много произрастало тут и таких культур, как картофель, тыква, морковь. На них и заработать получалось больше.
А ещё жители Екатериненштадта (да и других немецких колоний поблизости) выращивали необыкновенно востребованные сорта табака и достигли в этом таких высот, что занимали почётное второе место в империи по возделыванию означенной культуры.
Доходы от успешной предпринимательской деятельности позволили все храмы выстроить заново из более долговечного кирпича. Кроме того, в 1832 году в Екатериненштадте основали первое русское реальное училище, которое, скажем так, готовило кадры для государственной службы. Иными словами, выпускники этого учебного заведения могли стать старостами, учителями, инспекторами, надзирателями и руководителями церковных общин.
В середине ХIХ века немецкие колонисты, точнее, их дети и внуки, решили установить в городе памятник Екатерине Второй. Идея пришлась жителям по душе, начался сбор средств, и в 1851 году внушительный бронзовый монумент торжественно поставили в городе. Обошёлся он общественности в приличную сумму — 14200 рублей серебром.
Впрочем, памятнику не очень повезло. После революции его демонтировали, а затем и вовсе отправили в переплавку… уже в годы Великой Отечественной войны.
По данным очередной переписи 1887 года, в Екатериненштадте насчитывалось 6077 человек. Церкви в городе уже четыре, а ещё есть три школы, приют, больница, заводы — мыловаренный, кирпичный, пивоваренный, и 80 лавок. Это не удивительно — колонисты славились отменным трудолюбием, а выращиваемая ими пшеница вывозилась даже за границу!
Поступательное развитие в истории города затормозилось при Александре Втором. Интересно то, что в 1837 году он вместе с Николаем Первым посещал немецкую колонию и остался этим вполне доволен. Но это не помешало ему принять несколько законов, ограничивающих права немецких (и иных) переселенцев. Самым неприятным из них был указ, предписывающий всем иностранцам проходить военную службу в российской армии.
После этого потянулись из России в Германию (а то и в Америку) внуки и правнуки тех, кто при Екатерине Второй перебрался на Волгу в поисках лучшей доли. Поначалу жители немецких колоний покидали свои селения неохотно. Но вот закончился XIX век, наступил ХХ-й, и процесс отъезда принял необратимый характер. А потом…
Потом случилась революция, город Екатериненштадт переименовали в Маркс, и он вошёл в состав АССР немцев Поволжья. Только вот немцев тут оставалось совсем мало, а последних из них решили принудительно выселить в Сибирь и Казахстан в 1941 году…