Вы опускаете на воду капельку краски, и начинаются чудеса: даже без вашего участия краска, подвластная внутреннему состоянию воды, если так можно выразиться, начинает расползаться, создавая узор. Если же человек с помощью шила, кисточки, гребешка направит цветную капельку туда, куда душа поведёт, получатся фантастические картинки.
Конечно, мастера своего дела способны выразить в картине то, что задумано, соединить свои чувства с волей текучего холста, и тогда получается шедевр, который уже не сможет скопировать ни один художник.
Когда картина готова, на неё опускают на несколько секунд бумагу, осторожно поднимают и просушивают, холст при этом остаётся чистым, можно рисовать новую картину.
Но вернёмся к началу процесса. Следует заметить, что искусство эбру древнее, где оно зародилось — доподлинно неизвестно. Согласно одним предположениям, считают, что эбру зародилось в Самарканде и Бухаре, затем дошло до Персии и Турции.
По другим версиям рисование на воде появилось в Туркестане, в этих местах найден один из самых старинных рисунков эбру. А на Алтае археологи нашли кусок кожи, на котором отпечатан рисунок, выполненный в похожем стиле. Этой находке более двух тысяч лет. Предполагают, что такими рисунками на воде пользовались шаманы для связи с духами.
О происхождении слова «эбру» также единого мнения нет. С персидского эбру переводится как «похожий на облака».
Как же происходил процесс рисования?
В эбру роль холста выполняет вода. Древние художники для придания плотности воде добавляли в неё особым способом приготовленный экстракт астрагала.
Краски также изготавливались по особому рецепту. Красящий пигмент соединялся с водой и желчью, при этом консистенция красок должна быть достаточно жидкой, чтобы они свободно растекались по воде. Благодаря такому составу слои красок на воде не смешиваются между собой, а начинают расплываться, образуя своеобразную цветовую музыку.
Художник, кажется, колдует над водой, плавными движениями соединяя капли нанесённых красок в единую картину.
Завершающий и самый ответственный момент — перенос изображения на бумагу. Рисунки переводят также на керамику, ткань, стекло, дерево и другие материалы. Такие оттиски являются уникальными и неповторимыми.
В наши дни забытое искусство вновь возрождается. В специализированных магазинах продаются наборы, в которые входят загуститель, краски и инструменты для рисования. Конечно, не в любом населённом пункте можно приобрести такие наборы, да и стоимость их довольно высока, но желающие вполне могут обойтись для начала подручными средствами.
К тому же таким рисованием с удовольствием занимаются дети, на сайтах много наработок, советов по технике эбру в домашних условиях. Прочитав несколько советов и выведя «среднее арифметическое», вы наверняка почувствуете прелесть этого древнего искусства и создадите не одну картину, отображающую ваш внутренний мир и ваше состояние души.
Для детей советуют водяной холст заменять обычным молоком, брать разведённую до очень жидкого состояния гуашь. Ребёнок будет часами фантазировать, получит массу удовольствия от такого рисования. Особенно захватывающим моментом для юных художников будет процесс оттиска рисунка на бумаге и очищения холста.
Также предлагают в качестве загустителя для воды использовать крахмал, желатин, глицерин. Например, сварить очень жидкий кисель, процедить его через сито — и полотно готово. Краски для начала можно взять любые, какие будут под рукой — акриловые, гуашь, масляные.
После нескольких экспериментальных работ появятся навыки рисования и свои хитрости, благодаря которым ваши рисунки будут с каждым разом всё лучше и интересней.