Над чем смеялись в XIX веке? О девочке Василии, воровстве и приключениях Гоголя

Реклама
Грандмастер

Николай I снискал славу деспота. Именно на годы его правления пришелся расцвет такого литературного жанра, как исторический анекдот.

Витторио Реджианини, «Плененная аудитория»

Перейти к первой части статьи

Во время Крымской войны вскрылись многочисленные хищения. Известна реакция Николая. Он сказал наследнику: «Мне кажется, что во всей России только ты да я не воруем».

Реклама

Мощи к вам

Князь Александр Михайлович Горчаков, во времена Николая I посол в германских государствах, посланник при Австрийском дворе, прославился высокомерием.

Во время Крымской войны, в Бухаресте разговор зашел о духовной процессии. Кто-то отметил, что митрополит приказал пройти мимо дома князя и остановить перед его окном раку с мощами.

— Уж не вы к мощам, князь, а мощи к вам!

Реклама

Девочка с именем Василий

При ревизии, инициированной Иркутским губернатором, вскрылись интереснейшие дела:

«Дело о потере неизвестно куда дома волостного правления и об изгрызении плана оного мышами».

«Дело о потере двадцати двух казенных оброчных статей», то есть 15 верст земли.

«Дело о перечислении крестьянского мальчика Василья в женский пол».

Отец этого Василия писал губернатору, что 15 лет назад у него родилась дочь, которую он хотел назвать Василисой. Но священник был пьян и окрестил младенца Василием и внес такую запись в метрическую книгу.

Так бы и жила девушка с мужским именем, но тут подошел срок рекрутского набора и подушной подати. Тогда отец и отправился к губернатору. Губернатор назначил освидетельствование Василия повивальной бабкой и медиком. Пол подтвердили, но началась переписка с консисторией, со всеми проволочками. Вмешался сын хмельного священника, который теперь служил в том приходе.

Реклама

Дело длилось годами. Очевидец пишет, что девочка так и осталась под мужским именем.

Реклама

Призрачная набережная

Факты растрат в Пензенской губернии дошли до Петербурга. В Пензу откомандирован сенатор Сафонов. Он приехал поздно вечером, нанял извозчика и велел везти себя на набережную.

— Какую набережную? — удивился возница.
— Разве у вас их много. Только одна и есть!
— Так нет никакой, барин.

Оказалось, что набережная, о строительстве которой бодро отчитывались в столицу, уже два года существовала только на бумагах. А потрачено «на строительство» было несколько десятков тысяч рублей!

Угощение

О генерале, князе Федоре Федоровиче Гагарине рассказывали, что однажды, заказав на станции ужин, он вышел во двор. А когда вернулся, увидел молодого повесу, поедающего его рябчика. Слуги пытались оправдаться, заверяя, что предупреждали, что рябчик этот заказан для князя.

Реклама

— Ничего, ничего. Приятного аппетита, — сказал генерал, подходя к молодому человеку. А потом достал пистолет, наставил на воришку и заставил его съесть еще 11 рябчиков.

Кто выдал замуж княгиню

Когда князь Перовский узнал о замужестве княгини Софьи Бобринской, он отметил, что ее выдали замуж мужики. 8 тысяч душ — не шутка.

Реклама

Решение митрополита

Известная попечительница Татьяна Борисовна Потемкина рьяно помогала всем без разбору. Она направляла прошения к разным лицам, в том числе и митрополиту Московскому Филарету.

Как-то, принимая благотворительницу у себя, митрополит заметил, чтобы она не беспокоилась, все прошения рассмотрены. Татьяна Борисовна пустилась благодарить, на что митрополит ответил: «Не стоит. Всем отказано».

Приключения Гоголя

Реклама

В гостинице Мадрида писателя поместили в грязный номер, в котором и постель была грязна. Гоголь пожаловался владельцу, на что получил ответ:

«Нашу незабвенную королеву Изабеллу причисляют к лику святых, а она во время осады несколько недель не снимала с себя рубашки, и эта рубашка, как святыня, хранится в церкви, а вы жалуетесь, что ваша простыня нечиста, когда на ней спали только два француза, один англичанин и одна дама очень хорошей фамилии; разве вы чище этих господ?»

Гоголю подали совершенно холодную котлету. Когда писатель выразил неудовольствие, лакей потрогал ее грязной рукой и сказал: «Она теплая, потрогайте сами».

Неизвестно, насколько правдивы истории в анекдотах XIX века, но они с удивительной точностью реконструируют историческую картину времени.

Реклама