Что предшествовало жевательной резинке в СССР?

Реклама

Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года приоткрыл «железный занавес» и открыл для народов СССР основной атрибут демократии и свободы — жевательную резинку.

Руководитель страны, жующий на официальных приемах резиновую жвачку и достающий ее пальцами изо рта, чтобы ответить собеседнику — что может быть более оскорбительным для окружающих!?? Но это только мое мнение. Возможно, «ихний» образ жизни под этим актом подразумевает независимость и особую личную значимость.

Эта чисто гигиеническая процедура пришла в американский быт от древних майя, использовавших сок каучуконосных деревьев. Считается, что первые подражатели этой заграничной «культуре» появились в СССР во время проведения в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, когда приоткрылся «железный занавес» и заграничный поток из 131 страны появился на улицах столицы.

Реклама

Действительно, для многих этот неизменный атрибут демократии и свободы именно после лета 1957 года стал столь желанной вещью, которую так и хотелось попробовать на вкус. В буквальном смысле слова вкусить ее… Но лично для меня «крутые» парни, постоянно что-то жующие, были известны за несколько лет до этих событий: периодически наших соседей навещали родственники из сельской местности (на бакинском жаргоне — «из района»), и тогда в нашем детском мире появлялись эти «крутые» парни.

Реклама

Их «крутизна» всегда была связана с игрой в «лямки» (подбрасывание ногой кусочка меховой бараньей шкурки с грузилом) и жеванием смолы, название которой на слух воспринималось как «саккис». Естественно, что делиться жевательным «деликатесом» никто с нами не желал. Что такое «саккис», где его добывали — долгое время для меня так и оставалось загадкой.

Недавно, роясь в патентных архивах Союза, я нашел ответ на эту давнишнюю загадку.

Реклама

7 февраля 1932 года К. Ф. Мосцепан подал заявку на получение авторского свидетельства на «Орудие для извлечения из земли хондриллы с чехликами на корнях». В описании к заявке написано:

«На корнях хондриллы гусеницей моли sclagio образуются каучуконосные коконы („чехлики“), обычно собранные плотными колониями до 25 шт. на каждом растении, или расположенные вдоль корня на глубине 10−12 см…».

И далее предлагается устройство (совок с ножом, пружиной и ножными педалями), которое позволяет полностью извлечь из земли растение с корнем и в отличие от простого выдергивания не оставить в земле эти самые драгоценные «чехлики».

Оказывается, за 4 года до подачи заявки в Казахстане и

Реклама
Азербайджане было найдено каучуконосное растение хондрилла и первый советский каучук был получен из наплывов (сгустков сока) хондриллы, накапливающихся в местах механических повреждений стеблей и корней растения.

Помимо упомянутых в заявке гусениц моли sclagio, в своеобразном обогащении хондриллового сырья участвуют и другие насекомые. Например, личинка жука златки. Из поврежденных млечных сосудов вытекает латекс, который, смешиваясь с компонентами почвы, коагулирует в виде так называемых наплывов темно-коричневого цвета весом от 15 до 50 граммов. Кроме того, гусеницы питаются тканями коры хондриллы и, выделяя экскременты, состоящие из каучука и смол, строят полые «чехлики», в которых и окукливаются.

Реклама

Хондрилла относится к группе каучуконосных растений, в которую входят также кок-сагыз, тау-сагыз, крым-сагыз. Есть похожее слово «saqqiz» («десна») и в азербайджанском языке. Вот, оказывается, как появилось в нашем лексиконе название «саккис». Содержания каучука в хондрилле было маловато для промышленного использования, а вот частный промысел для личного потребления процветал! Таков источник «доамериканской жевачки» — «саккиса»!

Реклама

Сейчас я сильно сомневаюсь в гигиенической стерильности этого «саккиса». Это же не млечный сок, стекающий по коре мексиканских деревьев «чиосапоте». Смешанный с компонентами почвы латекс хондриллы чистотой не отличался. Да и часть его — «чехлики» — состояла по своей сути из дерьма гусениц. Так что немного я потерял, так и не попробовав на вкус «саккис»!

Какова же судьба изобретения К. Ф. Мосцепана?

По всей видимости, оно оказалось невостребованным. Собираемые вручную естественные наплывы латекса и «чехлики» не могли удовлетворить потребность промышленности страны в каучуке. Поэтому уже в 1932 году в Ярославле на СК-1 был получен первый советский искусственный каучук. В Азербайджане же, проигнорировав сбор хондреллы, приступили к строительству завода «Синтетического каучука» только в 1938 году.

Реклама

А вот в Казахстане природное сырье было использовано «на всю катушку». Урожай на созданных плантациях тау-сагызы позволял получить до 600 кг каучука с гектара. Однако массовый сбор тау-сагыза в годы ВОВ привел к значительному сокращению этого вида. И ныне в Казахстане проводят исследования по микроклональному размножению тау-сагыза.

Реклама

В патентных архивах СССР до 1950 года на эту тему есть немало изобретений. Из них выделю только одно оригинальное изобретение группой из 5 человек. Их заявка от 10 июля 1948 года звучит как «Ферментативный способ переработки корневых каучуконосов с комплексным использованием составных частей».

По утверждению авторов, корни кок-сагыза крайне нерентабельны. Для получения 100−120 кг каучука от места сбора до перерабатывающего предприятия требуется перевезти целый вагон (!) сырья. Видимо, зная о составе упомянутых в 1932 году Мосцепаном «чехликов», предложили своеобразный способ обогащения каучуконосного сырья — использовать его в качестве:

«…натурального и сочного корма для животных, имеющих однокамерное устройство желудка (свинья и др.). Полученные после переваривания в желудке животного каучукосодержащие экскременты превращают в концентрат каучука гомогенизациоей и промывкой водой на обычных ситах. Концентрат каучука в сыром виде отправляют для окончательной очистки на завод».

Реклама