Поэтому, когда американский исполнитель госпелов по имени Сэм Кук принёс на лейбл новую песню «You Send Me» («Ты волнуешь меня»), она сильно смутила продюсеров. Им казалось, что для «чёрного» R’n’B-чарта песня звучит слишком «мягко», а для «белого» поп-чарта чересчур грубовато.
Кук сочинил «You Send Me» ещё в конце 1955 года и сразу увидел в песне большой потенциал. Недаром он записал авторские права не на себя, а на своего младшего брата (певец был связан контрактом и не хотел, чтобы его издатели получали от песни прибыль). Тем не менее, когда на лейбле «Specialty Records» услышали, что Кук добавил в «You Send Me» хор белой (!) вокальной группы The LEE GOTCH SINGERS, это стало последней каплей. Певца уволили (впрочем, на выгодных условиях), и он перешёл на менее «зашоренный» лейбл «Keen».
Там «You Send Me» и выпустили. Правда, песня попала на вторую сторону сингла, став довеском к очередной версии знаменитой композиции Гершвина «Summertime». Однако ди-джеи предпочли перевернуть пластинку, и в 1957 году «You Send Me» стала № 1, причём сразу в двух категориях: «поп-музыка» и «ритм-энд-блюз». По старой традиции, песню перезаписала белая певица Тереза Брюэр. Обычно, если «чёрный» музыкальный хит перепевали «расово правильные» исполнители, продажи его резко увеличивались. Но на этот раз «перешибить» оригинал так и не получилось.
Масла в огонь добавило и участие Сэма Кука в ТВ-шоу Эдда Салливана. Исполнителя поставили в самый конец программы, поэтому свой хит он так и не допел — трансляция шоу закончилась. На телевидение тут же обрушился шквал возмущённых звонков, и Кук появился в следующем выпуске шоу — на этот раз без купюр.
Ныне «You Send Me» признаётся «золотой классикой» соула, а Сэм Кук — одним из основателей этого жанра, наряду с Рэем Чарлзом и Джеймсом Брауном.
Ещё одним большим хитом певца стала песня 1960 года — «Wonderful World» (№ 12 в США). Её авторами выступили Лу Адлер и Херо Алперт, хотя Кук тоже поучаствовал, добавив несколько строчек в финале. Содержание песни разило в самую глубину подросткового сердца, когда гормоны играют, а учиться, ой как, не хочется. Вот и Сэм Кук поёт о том, что, возможно, он не силён в биологии, зато о любви знает более чем достаточно. И именно любовь, а не образование может сделать этот мир «чудесным».
С подобным заявлением можно поспорить, но девушки от подобных откровений были без ума. Поговаривают, что до выхода песни Кук любил петь «Wonderful World» каждой девушке, с которой встречался, заявляя, что сочинил песню только что и специально для неё, единственной…
Однако певец остался в истории не только любовными песенками. Осенью 1963 года он сочиняет песню
Биограф Кука — Питер Гуральник — полагает, что у «The Change Is Gonna Come» был и другой источник вдохновения. Речь идёт об инциденте, произошедшем в г. Шривпорт штата Луизиана, когда певцу с женой и друзьями не разрешили заселиться в отель (напомним, что расовую сегрегацию в США официально отменят лишь в 1964 году).
Питер Гуральник:
«И когда он отказался уйти, его жена Барбара сказала: „Сэм, нам лучше убраться отсюда, они убьют тебя“. „Они меня не убьют, я Сэм Кук!“. „Нет, для них ты просто другой…“».
В итоге Кук с компанией попали в тюрьму «за нарушения спокойствия», а спустя несколько недель на свет родилась песня об ожидании перемен.
Питер Гуральник:
«Она потребовала меньше усилий, чем любая песня, которую он когда-либо писал. Это почти испугало его, ему казалось, будто песня была предназначена для кого-то ещё. Он схватил её буквально из воздуха, целиком, несмотря на то, что во многих отношениях это, наверное, самая сложная из его песен…».
Я родился на берегу реки в маленькой палатке
Реклама
И так же, как эта река, я бегу с тех пор.
Прошло много-много времени, но я знаю —
Перемены наступят, да, это будет.Так тяжело жить, но я боюсь умереть,
Потому что я не знаю, что там за небесами.
Прошло много-много времени, но я знаю —
Перемены наступят, да, это будет……Затем я иду к брату
И говорю: «Брат помоги мне, пожалуйста».
Но он издевается надо мной,
Заставляя опуститься на колени…
Интересно, что Сэм Кук почти не исполнял эту песню на публике, полагая, что она звучит слишком «жутковато» — даже с привкусом смерти. И действительно, смерть не заставила себя ждать.
11 декабря 1964 года в возрасте 33 лет певец был застрелен в Лос-Анджелесском мотеле «Hacienda». По официальной версии Кука застрелила менеджер мотеля в рамках необходимой самообороны. Мол, певец привёл в отель девушку, та от него сбежала (почему-то прихватив с собой и часть одежды Кука). Полуодетый Сэм ворвался к менеджеру (полагая, что девушка там) и в завязавшейся потасовке получил три пули.
Официальная версия у многих до сих пор вызывает сомнения. Кое-кто полагает, что девушка «с низкой социальной ответственностью» просто ограбила Кука, а его одежду прихватила, чтобы лишить певца возможности преследования. Певица Этта Джеймс рассказывала и более страшные вещи: мол, она видела труп Сэма, по которому было ясно, что перед смертью его избили буквально до полусмерти…
Сингл с песней «The Change Is Gonna Come» вышел 22 декабря 1964 года и стал первым посмертным синглом Кука (позже их издадут ещё немало). Кстати, из той версии полностью убрали третий куплет — видимо, посчитав, что он слишком откровенно намекает на расовую сегрегацию.
Я иду в кино, иду в центр города.
Но кто-то твердит мне,
Чтобы я тут не шлялся…
Тогда песня достигла 9-го места в хит-параде. В 2008 году британский певец Seal выпустит успешный кавер «The Change Is Gonna Come» в поддержку предвыборной компании Барака Обамы.
Сам Обама будет цитировать строчки Кука в своей победной речи, а на его инаугурации песню о переменах исполнят Бетти Лаветт и Джон Бон Джови.
А вот о том, действительно ли что-то изменилось с приходом к власти первого в истории Америки чернокожего президента, судить самим афроамериканцам…